Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

18.06.2018 :: 12:35

Инфраструктурные ограничения остаются главной проблемой морского импорта топлива - «А-95»
18.06.2018 :: 12:28

АЭС Украины 17 июня выработано 206,24 млн. кВтч электроэнергии ©
18.06.2018 :: 12:22

В Минэкологии состоялась встреча с крупнейшими украинскими зернотрейдерами ©
18.06.2018 :: 11:41

Синоптики предупреждают об ухудшении погодных условий в Украине
18.06.2018 :: 11:20

Аудиторы IMO посетили морской порт «Южный» ©
18.06.2018 :: 11:17

Оперативная информация о работе морских портов и каналов по состоянию на 18 июня 2018 г. ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
30.12.2014 :: 11:07
Итоги года для украинского машиностроения

Отечественная машиностроительная отрасль последние два года переживает не лучший период в своей истории. В 2013 и 2014 годах объемы производства сократились на 17% и 24% соответственно. Падение происходит во всех сегментах машиностроительного сектора.

Объективные причины спада - снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и, одновременно, сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения, российском рынке.

Как известно, руководство РФ уже несколько лет проводит активную политику импортозамещения, и продукция иностранных, в частности
украинских производителей, системно вытесняется с российского рынка. Этот процесс особенно сильно набрал обороты в 2013 году, когда Украина только собиралась подписать ассоциацию с Евросоюзом.

Тем не менее, Россия до сих пор продолжает оставаться основным потребителем продукции отечественных машиностроительных предприятий. Для сравнения, экспорт в страны ЕС на сегодня составляет 21% от общего объема экспорта, а продажи на российский рынок - 52%, в страны СНГ - 14%.

По отдельным группам товаров зависимость от РФ еще более значительна: доля экспорта продукции энергетического и транспортного машиностроения на российский рынок составляет 75% и 60% соответственно.

В общем объеме производства отрасли машиностроения на изделия транспортного машиностроения приходится 44%. И именно здесь зафиксирован самый существенный спад - как в количественном, так и в денежном выражении.

Объем производства локомотивов и подвижного состава сократился в 2014 году на 62% по сравнению с 2013 годом, а по сравнению с 2011-м - более чем в три раза. Производство автомобилей сократилось в 2014 году по сравнению с 2013-м на 35%, а автобусов - более чем в два раза.

Падение в этом секторе ощутимо сказывается на производственных и на экспортных показателях всей отрасли.

В целом по итогам нынешнего года объем производства машиностроительной продукции в Украине составит, как ожидается, 90 млрд. грн. Это 8% общего промышленного выпуска и 6,6% ВВП Украины.

Объем экспорта украинской машиностроительной продукции в 2014 году прогнозируется на уровне 71 млрд. грн., что составит 79% всей произведенной продукции. К сожалению, потери от падения продаж в Россию украинские машиностроители не смогли компенсировать за счет внутреннего рынка и экспорта в другие страны.

Определяющую роль в отечественном машиностроении в ближайшее время будут играть следующие факторы:

- активизация политики импортозамещения на ключевом экспортном рынке - Российская Федерация;

- снижение экономической активности в Украине.

Это - объективные обстоятельства, изменить которые на данный момент не в силах ни отечественные машиностроители, ни украинское правительство.

Вместе с тем на ситуацию в отрасли влияют и субъективные факторы, такие как низкая инвестиционная привлекательность украинской промышленности и отсутствие у отечественных производителей возможности привлечения «дешевых» финансовых ресурсов. Улучшения в этой сфере полностью находятся в компетенции участников отрасли и профильных министерств и ведомств.

Сегодняшнее отсутствие инвестиций и доступных кредитов не позволяет предприятиям провести масштабную модернизацию, перейти на новые технологии производства и менеджмента, наладить выпуск новой продукции. В таких условиях украинским производителям крайне сложно переориентироваться на новые рынки сбыта.

Поэтому обеспечение спроса на внутреннем рынке - важнейшее направление работы по созданию условий для стабильной работы отрасли в ближайшее время. И в этом направлении есть обнадеживающие факты.

Масштабный проект собирается инициировать ГП НАЭК «Энергоатом». Еще летом энергокомпания приняла решение запустить программу импортозамещения и закупать продукцию для своих АЭС у отечественных производителей. Все генераторное оборудование, установленное на электростанциях «Энергоатома», было изготовлено и поставлено российским заводом «Электросила» в конце 60-х - начале 70-х годов.

Соответственно, срок эксплуатации турбогенераторов подходит к концу. Ранее «Энергоатом» покупал запасные части у завода-производителя. Теперь компания готовит почву для того, чтобы переориентироваться на украинский рынок энергетического машиностроения.

Сейчас «Энергоатом» разрабатывает запрос о необходимых объемах и характеристиках продукции, которая нужна для украинских АЭС. Таким образом, отечественные предприятия, в частности, «Электротяжмаш», ОАО «Турбоатом» и другие, смогут рассчитывать на новые заказы.

Кроме того, существует еще целый ряд позитивных для отрасли моментов, которые позволяют сохранять сдержанный оптимизм в прогнозах:

- Повышение расходов государства на вооруженные силы позволит увеличить объем государственных заказов украинским производителям военной техники и оборудования, включая автомобили (КрАЗ).

- Сложная ситуация с поставками российского газа создает условия для развития альтернативной энергетики, и, соответственно, формирует спрос на продукцию отечественных производителей оборудования для этой отрасли.

- Девальвация национальной валюты выгодна экспортоориентированным отраслям, в том числе машиностроению, так как приводит к снижению цен на украинскую продукцию в валютном выражении и повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке.

На этом фоне правительству Украины просто необходимо создать условия для прихода инвесторов, денег и технологий. Это можно сделать с помощью реформирования отрасли, в частности, прозрачной приватизации государственных машиностроительных предприятий. Но к данному вопросу необходимо подходить чрезвычайно осторожно, взвешенно и без спешки. Меры, которые способствовали бы кардинальному улучшению ситуации в отрасли, в принципе, хорошо известны:

1. Повышение инвестпривлекательности.

2. Приток в отрасль необходимых финансовых ресурсов для обеспечения предприятий отрасли «дешевыми кредитами».

3. Внедрение современных технологий управления и производства на предприятиях отрасли.

4. Выпуск продукции, конкурентной не только на региональном, но и на мировом рынке.

Реализация перечисленных мер является необходимым условием не только развития, но и выживания украинского машиностроения в долгосрочной перспективе. К сожалению, в 2015 году падение объемов производства в отрасли, скорее всего, остановить не удастся.

Дмитрий Костюк - первый заместитель директора «ГП завод «Электротяжмаш»

30.12.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов