Отечественная машиностроительная отрасль последние два года переживает не лучший период в своей истории. В 2013 и 2014 годах объемы производства сократились на 17% и 24% соответственно. Падение происходит во всех сегментах машиностроительного сектора.
Объективные причины спада - снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и, одновременно, сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения, российском рынке.
Как известно, руководство РФ уже несколько лет проводит активную политику импортозамещения, и продукция иностранных, в частности украинских производителей, системно вытесняется с российского рынка. Этот процесс особенно сильно набрал обороты в 2013 году, когда Украина только собиралась подписать ассоциацию с Евросоюзом.
Тем не менее, Россия до сих пор продолжает оставаться основным потребителем продукции отечественных машиностроительных предприятий. Для сравнения, экспорт в страны ЕС на сегодня составляет 21% от общего объема экспорта, а продажи на российский рынок - 52%, в страны СНГ - 14%.
По отдельным группам товаров зависимость от РФ еще более значительна: доля экспорта продукции энергетического и транспортного машиностроения на российский рынок составляет 75% и 60% соответственно.
В общем объеме производства отрасли машиностроения на изделия транспортного машиностроения приходится 44%. И именно здесь зафиксирован самый существенный спад - как в количественном, так и в денежном выражении.
Объем производства локомотивов и подвижного состава сократился в 2014 году на 62% по сравнению с 2013 годом, а по сравнению с 2011-м - более чем в три раза. Производство автомобилей сократилось в 2014 году по сравнению с 2013-м на 35%, а автобусов - более чем в два раза.
Падение в этом секторе ощутимо сказывается на производственных и на экспортных показателях всей отрасли.
В целом по итогам нынешнего года объем производства машиностроительной продукции в Украине составит, как ожидается, 90 млрд. грн. Это 8% общего промышленного выпуска и 6,6% ВВП Украины.
Объем экспорта украинской машиностроительной продукции в 2014 году прогнозируется на уровне 71 млрд. грн., что составит 79% всей произведенной продукции. К сожалению, потери от падения продаж в Россию украинские машиностроители не смогли компенсировать за счет внутреннего рынка и экспорта в другие страны.
Определяющую роль в отечественном машиностроении в ближайшее время будут играть следующие факторы:
- активизация политики импортозамещения на ключевом экспортном рынке - Российская Федерация;
- снижение экономической активности в Украине.
Это - объективные обстоятельства, изменить которые на данный момент не в силах ни отечественные машиностроители, ни украинское правительство.
Вместе с тем на ситуацию в отрасли влияют и субъективные факторы, такие как низкая инвестиционная привлекательность украинской промышленности и отсутствие у отечественных производителей возможности привлечения «дешевых» финансовых ресурсов. Улучшения в этой сфере полностью находятся в компетенции участников отрасли и профильных министерств и ведомств.
Сегодняшнее отсутствие инвестиций и доступных кредитов не позволяет предприятиям провести масштабную модернизацию, перейти на новые технологии производства и менеджмента, наладить выпуск новой продукции. В таких условиях украинским производителям крайне сложно переориентироваться на новые рынки сбыта.
Поэтому обеспечение спроса на внутреннем рынке - важнейшее направление работы по созданию условий для стабильной работы отрасли в ближайшее время. И в этом направлении есть обнадеживающие факты.
Масштабный проект собирается инициировать ГП НАЭК «Энергоатом». Еще летом энергокомпания приняла решение запустить программу импортозамещения и закупать продукцию для своих АЭС у отечественных производителей. Все генераторное оборудование, установленное на электростанциях «Энергоатома», было изготовлено и поставлено российским заводом «Электросила» в конце 60-х - начале 70-х годов.
Соответственно, срок эксплуатации турбогенераторов подходит к концу. Ранее «Энергоатом» покупал запасные части у завода-производителя. Теперь компания готовит почву для того, чтобы переориентироваться на украинский рынок энергетического машиностроения.
Сейчас «Энергоатом» разрабатывает запрос о необходимых объемах и характеристиках продукции, которая нужна для украинских АЭС. Таким образом, отечественные предприятия, в частности, «Электротяжмаш», ОАО «Турбоатом» и другие, смогут рассчитывать на новые заказы.
Кроме того, существует еще целый ряд позитивных для отрасли моментов, которые позволяют сохранять сдержанный оптимизм в прогнозах:
- Повышение расходов государства на вооруженные силы позволит увеличить объем государственных заказов украинским производителям военной техники и оборудования, включая автомобили (КрАЗ).
- Сложная ситуация с поставками российского газа создает условия для развития альтернативной энергетики, и, соответственно, формирует спрос на продукцию отечественных производителей оборудования для этой отрасли.
- Девальвация национальной валюты выгодна экспортоориентированным отраслям, в том числе машиностроению, так как приводит к снижению цен на украинскую продукцию в валютном выражении и повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке.
На этом фоне правительству Украины просто необходимо создать условия для прихода инвесторов, денег и технологий. Это можно сделать с помощью реформирования отрасли, в частности, прозрачной приватизации государственных машиностроительных предприятий. Но к данному вопросу необходимо подходить чрезвычайно осторожно, взвешенно и без спешки. Меры, которые способствовали бы кардинальному улучшению ситуации в отрасли, в принципе, хорошо известны:
1. Повышение инвестпривлекательности.
2. Приток в отрасль необходимых финансовых ресурсов для обеспечения предприятий отрасли «дешевыми кредитами».
3. Внедрение современных технологий управления и производства на предприятиях отрасли.
4. Выпуск продукции, конкурентной не только на региональном, но и на мировом рынке.
Реализация перечисленных мер является необходимым условием не только развития, но и выживания украинского машиностроения в долгосрочной перспективе. К сожалению, в 2015 году падение объемов производства в отрасли, скорее всего, остановить не удастся.
Дмитрий Костюк - первый заместитель директора «ГП завод «Электротяжмаш»
30.12.2014 г.