24.10.2008 :: 12:03
Грузы выставят в коридор
Министр транспорта и связи Иосиф Винский вчера сообщил об утверждении международного договора о создании нового транспортного коридора Черное море-Балтийское море между Украиной, Литвой и Белоруссией. По мнению экспертов, этот коридор может взять на себя значительную часть грузопотока, идущего в порты стран Балтии, то есть несколько миллионов тонн ежегодно. Впрочем, портовики отмечают, что для его использования на полную мощность необходимо упростить систему таможенного досмотра грузов в Украине.
Украина утвердила международное соглашение «О развитии перевозок в направлении Балтийское море-Черное море» с Белоруссией и Литвой, сообщил вчера министр транспорта и связи Иосиф Винский. Главная цель договора - организация транспортного коридора между портами Ильичевска (Украина) и Клайпеды (Литва). Благодаря этому правительства трех стран надеются привлечь часть грузопотока, который сейчас идет в порты стран Балтии с юга, огибая всю Европу (ориентировочное время в пути - 13 суток). Согласно предлагаемой модели, груз может быть в пути всего около трех суток: после прибытия в Ильичевск он отправляется на север железнодорожным или автомобильным транспортом.
С 2003 года между Ильичевском и Клайпедой курсирует один контрейлерный поезд «Викинг», который перевозит загруженные автотягачи. «Но объем грузов, перевозимых этим поездом, слишком мал. Собственники товара сегодня предпочитают другие маршруты, - говорит начальник Ильичевского морского торгового порта Геннадий Скворцов. - Номинально поезд из Ильичевска в Клайпеду следует 56 часов. Но добавьте к этому около двух суток, потраченных на проверку груза и документов в порту загрузки». «На сегодня этот поезд - не более чем развлечение министров. Это политический, а не рыночный проект»,- уверен руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
По словам Геннадия Скворцова, сейчас огромное количество судов идет в порты Балтии, обходя всю Европу: «Это миллионы тонн грузов, которые формируют прибыль и для портов, и для железной дороги. При нормальной работе новый коридор может обеспечить доставку груза примерно на десять дней быстрее. Думаю, это весомый аргумент для многих транспортных компаний в пользу нового маршрута». Впрочем, аналитик компании BlackSeaTrans Константин Ильницкий настроен скептически: «Направление в обход Европы привычно для многих судовладельцев. Они могут разгрузить большие суда в Гамбурге или Роттердаме, а потом меньшими развозить груз в близлежащие порты»,- говорит господин Ильницкий. Однако он признает, что со временем новый маршрут сможет перетянуть на себя часть грузопотока.
Чтоб сделать новый маршрут популярным, необходимо в первую очередь упростить процесс оформления груза на украинской таможне, считают эксперты. «Большая часть грузопотока идет в направлении Ильичевск-Клайпеда, а не наоборот, - говорит господин Скворцов.- И сейчас в Украине с таможенным оформлением наибольшие сложности». «Именно из-за простоя, вызванного таможенными формальностями, около года назад с Черного моря ушел поток товаров из Китая,- утверждает начальник Одесского порта Николай Павлюк. - Оператор этого направления выбрал более длинный маршрут в обход Европы, поскольку в северных портах процесс оформления грузов намного проще».
Антон Семиженко
24 октября 2008 г.
Источник: КоммерсантЪ-Украина |