Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Российская газета
12.11.2008 :: 10:37
Доживем до пятницы

Человеческие слабости или ненадежность техники - что привело к гибели 20 человек на испытаниях новой подлодки «Нерпа»? Этот вопрос по-прежнему не дает покоя всем, кто так или иначе связан с флотом и кораблестроением. Официально о причинах трагедии обещают сообщить 14 ноября

Как и ожидалось, новый день не принес принципиально новой информации о причинах и обстоятельствах трагического ЧП на подводной лодке «Нерпа». Но одна из версий случившегося, по нашей информации, отпала.

Система пожаротушения на подводных лодках этого проекта сконструирована и управляется таким образом,
что она НЕ МОГЛА включиться САМОПРОИЗВОЛЬНО, без участия человека. Даже если по каким-то причинам (например, курили там, где не положено) сработали датчики задымления. Об этом заявил на условиях анонимности один из ведущих сотрудников санкт-петербургского КБ «Малахит», где проектировалась несчастливая подлодка. Начальник и генеральный конструктор «Малахита» Владимир Пялов и генеральный конструктор подлодок проекта 971 Юрий Фарафонтов третий день недоступны по рабочим телефонам в Санкт-Петербурге. Они улетели на Дальний Восток и дают объяснения для прокуратуры и специальной комиссии. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Владимира Пялова, официально об итогах расследования ЧП на подводной лодке К-152 «Нерпа» эта комиссия объявит 14 ноября.

Тем временем корреспондент «РГ» связался в городе на Неве с другим опытным в подобных делах специалистом - бывшим заместителем генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Дмитрием Романовым, чье имя хорошо известно и кораблестроителям, и военным морякам. С его слов, Руководство по борьбе за живучесть (РБЖ, как называют его для краткости) жестко предписывает порядок применения химической системы пожаротушения. Она может быть приведена в действие дистанционно - не «автоматически», как часто путают, а дистанционно - с центрального поста. И только по приказанию.

- Этот огнегаситель можно подать и вручную - на свой отсек и на два смежных с ним, - уточнил наш собеседник. - Но это тоже делается по команде. Без приказания ЛОХ может быть подан только в одном случае - на себя. То есть когда связь с командованием корабля прервана, а в отсеке пожар. Тогда переборки задраиваются и подается фреон. Жестоко, но так требует РБЖ.

На «Нерпе», судя по всему, кем-то из сдаточной команды была допущена роковая ошибка. Не исключено, что ее могли допустить раньше - на стадии монтажа внутрикорабельных систем. А в море это аукнулось.

Более того, по словам одного из инженеров дальневосточного завода «Звезда» (их приводит «Интерфакс»), нынешним летом во время подготовки лодки к ходовым испытаниям уже была нештатная ситуация с этой системой пожаротушения. Но тогда, к счастью, обошлось без жертв, а специалисты сдаточной команды якобы своими силами устранили неполадки.

Насколько исчерпывающей и адекватной была такая «скорая помощь», еще предстоит разобраться. В этой связи бывший командующий Северным флотом, а ныне заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности адмирал Вячеслав Попов предостерег от поспешных и безадресных обвинений. Одновременно он высказал надежду, что тяжелое происшествие с гибелью людей не затормозит строительство современных подводных лодок для ВМФ.

свидетельства очевидца

Трагический случай, связанный с ошибочной подачей ЛОХ не в тот отсек, произошел 20 марта 1976 года при возгорании на атомной подводной лодке Северного флота К-77.

По признанию капитана 1 ранга Виталия Козаря, который был в то время командиром дивизии АПЛ с крылатыми ракетами (базировались в Видяево), лодка выполняла задачи в районе Бискайского залива, когда из пятого отсека поступил доклад: «Горит ППС!» (станция параллельно-последовательного включения групп аккумуляторной батареи). Сработали колокола громкого боя, и по корабельной трансляции прозвучало: «Пожар в пятом отсеке!»

По приказанию командира корабля трюмный матрос Лиховид приготовил к действию станцию ЛОХ в восьмом отсеке и подал огнегаситель «Фреон-114-В2» в аварийный пятый. Но оказалось, что газ вместо пятого пошел в седьмой отсек. Когда лодка всплыла и была отдраена переборка, в седьмом отсеке в различных позах лежали десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Из всех, находившихся в отсеке, двое - капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и старшина 1 статьи Пауль Тоос - были в аппаратах ИДА-59. Остальные - без всяких средств индивидуального спасения. Под руководством начальника медицинской службы офицеры оказывали первую медицинскую помощь пострадавшим, в первую очередь - тем, кто был без средств спасения.

Благодаря усилиям врача и его помощников удалось вернуть в сознание десять подводников. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не дали положительных результатов. Тогда врач В. Кублицкий решился на крайнюю меру - шприцом ввести адреналин в сердца пострадавших. С разрешения командира корабля была выполнена и эта процедура. Но и она не дала ожидаемого эффекта. Командир моторной группы капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1 статьи Пауль Тоос скончались от острого ингаляционного отравления «Фреоном-114-В2» и от кислородного голодания. Оба подводника, надев маски и включившись в аппарат, не смогли открыть вентили кислородных баллонов, так как потеряли сознание.

Между тем, дополняет сам себя Виталий Козарь, перед выходом в море каждому из подводников было выдано портативное дыхательное устройство, которое находилось при них постоянно. Простые и надежные в работе, ПДУ тогда еще не успели завоевать доверия у моряков. Действовали по старинке, изученными приемами - как можно скорее включиться в громоздкий аппарат ИДА-59. А жаль! При поступлении огнегасителя в отсек никто из моряков не пострадал бы, если бы вовремя использовали ПДУ, заключает бывалый подводник.

Как утверждает Виталий Козарь, ошибочная подача огнегасителя вместо пятого в седьмой отсек произошла по вине заводских ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка. После этого осмотрели систему ЛОХ на других кораблях соединения и обнаружили, что на подводных лодках К-67 и К-304, только прибывших из ремонта, аналогичным образом перепутана маркировка на клапанах. Были вскрыты тогда и серьезные упущения в руководящих документах по эксплуатации системы ЛОХ.

Александр Емельяненков

12 ноября 2008 г.


Источник: Российская газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}