Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета НВО
26.10.2012 :: 10:19
«Длинная рука» Поднебесной

Китайские моряки призвали украинского «Варяга»

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) официально приняли на вооружение первый авианосец. Корабль с бортовым номером «16» получил название «Ляонин». О нем известно, что он перестроен на верфи китайского города Далянь из советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», который был приобретен у Украины в 1998 году. Вступление «Ляонина» в боевой состав флота знаменует важную веху в развитии китайских ВМС. Ряд стран в регионе уже высказывает опасения по поводу развития китайской морской мощи.

АРГУМЕНТ В
ПОЛЬЗУ ВОЗВРАЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В коммюнике, распространенном Министерством обороны страны, говорится, что «принятие на вооружение этого авианосца повысит уровень проводимых Китаем морских операций, а также эффективно защитит национальный суверенитет и безопасность».

Вступление «Ляонина» в строй боевых кораблей китайского военного флота сопровождалось пиар-кампанией. В частности, контр-адмирал Ян И на страницах газеты «Чайна дейли» отмечал, что «в то время, когда все основные страны и даже ряд мелких и средних располагают собственными авианосцами, Китай тоже должен иметь свой авианосец». По его словам, авианесущий крейсер «главным образом будет вовлечен в научные исследования и использоваться для учений, однако он также повысит и оборонную мощь Китая».

Адмирал указал, что «Китай располагает обширными водными просторами и имеет интересы на море, которые необходимо защищать»: «Растущие китайские интересы в дальних морях требуют мощного флота для обеспечения безопасности».

В настоящее время ВМС Китая сотрудничает с флотом Бразилии, изучая опыт эксплуатации единственного авианосца военно-морских сил этой страны «Сан-Паоло».

Любопытно, что ввод нового корабля в строй случился в момент, когда Пекин и Токио обменялись категоричными спичами по поводу спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку) в Восточно-Китайском море. Сначала, 26 сентября, глава японского кабинета Есихико Нода сказал журналистам в Нью-Йорке, где он принимал участие в сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что Япония считает эти острова своей суверенной территорией и не пойдет на компромисс с Китаем по вопросу об их принадлежности. Через три дня на этот вызов ответил Китай устами официального представителя МИД КНР Цинь Гана: «Некая страна игнорирует исторические факты и международные законы, открыто нарушая территориальный суверенитет других стран и отвергая результаты мировой войны против фашизма. Эта страна бросает серьезный вызов послевоенному мировому порядку, пытаясь при этом использовать международные нормы в качестве прикрытия. Это самообман».

Китайский дипломат, почему-то упорно не упоминая название Японии (хотя из контекста ясно, что это именно она), озвучил для Токио такую сентенцию: «Данная страна должна обратиться лицом к истории и честно следовать принципам международного права, прекратив все действия, которые подрывают территориальную целостность и суверенитет других стран».

Япония, как известно, претендует также на российские Курилы, отчего сотрудничество Москвы и Токио долгие годы не может войти в нормальное русло деловых, истинно добрососедских отношений.

Хотя первый китайский авианосец уже получил свое имя (по названию одной из провинций страны), ряд местных военных экспертов, соревнуясь в остроумии и патриотических порывах, предлагали назвать его «Дяоюйдао». Так называется на китайском языке ранее принадлежавший Китаю архипелаг, который известен также по японскому названию Сенкаку. Япония владела им до 1945 года. После поражения во Второй мировой войне и потери всех территорий, приобретенных Японией с конца XIX века, Сенкаку оказался под юрисдикцией США. Но в начале 1970-х США вернули Сенкаку Японии. Китай претендует на этот архипелаг по историческому праву.

Интересно также, что изначально на 67% технически готовый и спущенный на воду крейсер продавался Украиной одной из китайских компаний (как сообщалось, всего за 20 млн. долл.) отнюдь не как авианосец, а в качестве плавучей платформы для организации на ней развлекательного центра с казино, ресторанами и прочими увеселительными заведениями. В течение почти двух лет «Варяг» буксировали по морям-океанам к пункту назначения. За это время в Китае решили, что с развлекательным центром можно и подождать, а вот авианосец из него выйдет отличный. Поэтому сразу по прибытии в порт назначения тяжелый авианесущий крейсер встал в завод, где началось его переоборудование в авианосец. Параллельно с модернизацией корабля в Китае построили полигон для подготовки летчиков палубной авиации.

«ОТСЕЛЬ ВЛАДЕТЬ МЫ БУДЕМ МИРОМ»

Ныне «Ляонин» - это не просто лишнее напоминание, что Китай является «владыкой» в евразийских морях. Известно, что в стране реализуется долгосрочная и многоэтапная программа создания авианосного флота. Выполнение программы находится на контроле у первых лиц государства. Ее статус сопоставим с пилотируемой космической программой. В этом смысле вступивший в строй боевых кораблей первый авианосец - лишь «первая ласточка» авианосного флота. Понятно, что введение «Ляонина» в состав флота не ведет к серьезным изменениям в балансе сил в регионе, но оно готовит почву для таких изменений.

Надо вспомнить, что тезис о необходимости для Китая авианосцев был впервые выдвинут еще в 1980-е годы командующим ВМС НОАК адмиралом Лю Хуацином, который позднее стал заместителем председателя Центрального военного совета КНР. Китайский главком считал авианосцы полезными для достижения господства на море в пределах первой цепи островов, окружающих Китай. При этом китайское военно-морское руководство изначально не предполагало, что НОАК может и должна конкурировать в строительстве авианосного флота с Пентагоном или Минобороны СССР. Флоту предстояло решать более ограниченные задачи обеспечения интересов КНР в прилегающих морях и оказания давления на Тайвань. Создание «пугающего» соседей флота рассматривалось тогда как весьма отдаленная перспектива.

Высказанные Лю Хуацином предложения не повисли в воздухе. Сразу же были предприняты первые шаги по изучению иностранного опыта и технологий строительства и эксплуатации авианосцев. Изучались как западные, так и советские образцы и документация. И когда пришло время действовать, эти наработки облегчили перестройку купленного у Украины «Варяга».

Китай традиционно не распространяется о конкретике своих замыслов. Судить о них можно лишь из открытых источников. Похоже, речь идет о претворении выработанной ранее долгосрочной и многоэтапной программы создания авианосного флота.

Сколько в нем будет «Ляонинов», неизвестно. Но уже идет подготовка промышленности к строительству первого полностью «национального» авианосца. Его заложат на Цзяннаньском судостроительном заводе в Шанхае. По прикидкам Пентагона, проект может осуществиться не ранее 2015 года. Такая скорость кажется удивительной на фоне того, что, скажем, в России никак не могут сдать Индии авианосец «Викрамадитья», переоборудование и модернизация которого продолжается почти полтора десятилетия.

ШЕСТЬ ПЛАВАЮЩИХ АЭРОДРОМОВ

Эксперты отмечают, что тип авианосца, к которому китайский флот хочет прийти в итоге реализации авианосной программы, судя по всему, будет иметь мало общего с «Ляонином». Скорее всего, на их взгляд, взлет с будущего детища Поднебесной будет осуществляться катапультой, причем наиболее сложного типа - электромагнитной, в то время как взлет с «Ляонина» производится при помощи трамплина. Отсюда следует, что с учетом больших энергозатрат, необходимых для использования таких устройств, перспективный китайский авианосец будет атомным.

Что до авиагруппы, которую он будет нести, то в ее состав, очевидно, войдут новейшие тяжелые палубные истребители Shenyang J-15 Flying Shark («Летающая акула»), которые предположительно являются доработанной копией советского палубника Су-33, и реактивные учебно-боевые самолеты Guizhou JL-9. А также самолеты дальнего радиолокационного вооружения, тяжелые противолодочные и поисково-спасательные вертолеты.

Вообще же, по разным данным, Пекин хочет иметь от четырех до шести авианосных ударных групп. Они будут развернуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В состав их должны входить корабли, подобные строящимся эсминцам проекта 052D. Китай оснащает их боевыми информационно-управляющими системами, схожими с американскими образцами. Китайцы действуют сравнительно быстро: в свое время у США ушло более двух десятилетий на разработку и отладку подобных масштабных конструкций.

Заметно, что Китай умело использует уже опробованные другими странами решения и, судя по ряду примеров, двигается быстрее в реализации амбициозных военных проектов, схожих с теми, которые осуществлялись в других государствах. Практические же наработки немедленно объявляются «национальной гордостью», что в немалой степени способствует повышению патриотического духа в Вооруженных силах.

Однако что касается создания авианесущего флота Поднебесной, то, как отмечают военные наблюдатели, с учетом гигантского масштаба задачи нельзя на все 100% быть уверенным, что китайская система обретет необходимую боеспособность до конца 20-х годов. Но в равной степени при известной усидчивости китайцев, трудолюбии и терпении, приверженности к рационализаторским новациям все поставленные ими цели вполне могут быть достигнуты. Тем более что проекты хорошо профинансированы, а повышенное внимание к ним со стороны китайского руководства, что называется, налицо.

Олег Еленский

26 октября 2012 г.


Источник: Независимая газета НВО
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}