15.08.2008 :: 12:04
Chrysler въезжает в Россию
Ни грузинский конфликт, ни угроза кризиса в отношениях России и США не могут помешать крупному капиталу. Терпящая убытки Chrysler ищет спасения на растущем авторынке России. Партнером американцев может выступить группа ГАЗ Олега Дерипаски
Chrysler будет развивать партнерство с другими автопроизводителями, чтобы увеличить свои продажи в мире, заявил в среду президент Chrysler Том Ласорда. Автогигант терпит бедствие: в 2007 г. убытки корпорации превысили $2,5 млрд., а в первом финансовом квартале 2008 г. - $0,5 млрд.; продажи в первые семь месяцев 2008 г. упали на 23%.
Чтобы выбраться из пропасти, все средства хороши: помимо альянсов с индийской Tata, китайской Chery, итальянской Fiat обсуждается и союз с российским автопроизводителем, сказал он. «Cвет в тоннеле по СП в России появится до конца года», - цитирует Ласорда Financial Times. Российским автопроизводителям, по его мнению, недостает современных технологий: «Мы можем им предложить наш инжиниринг, мощности и наши бренды».
Имя возможного партнера Ласорда не сообщил, а представитель Chrysler отказался от комментариев. В мае о переговорах с Chrysler (наряду с GM) о совместной разработке новой платформы автомобиля в интервью «Ведомостям» рассказывал гендиректор группы ГАЗ Сергей Занозин. Вчера представитель группы ГАЗ напомнил, что в 2006 г. компания выкупила у Chrysler оборудование завода Sterling Heights вместе с лицензией на выпускавшуюся там Sebring (на его базе в Нижнем уже выпускается Volga Siber). Мощности этого завода позволяют выпускать 120 000-150 000 машин в год, но выпускать более 60 000 не планируется. Группа ГАЗ сейчас ведет переговоры с несколькими иностранными партнерами о возможности дозагрузки этих мощностей, отметил представитель группы ГАЗ. Два источника, близких к группе ГАЗ, подтверждают, что Chrysler в их числе. Американский автоконцерн предлагает группе ГАЗ несколько платформ для организации сборки в Нижнем Новгороде, утверждает собеседник «Ведомостей», одна из них - Dodge Caliber. Представитель группы ГАЗ это не комментирует.
Речь может идти не только об этой модели. В начале года Chrysler вела переговоры об организации производства в России с канадской Magna (партнер группы ГАЗ в нескольких проектах). Magna даже подписала с Минэкономразвития меморандум о строительстве завода, чтобы получить льготы промсборки. Как свидетельствуют материалы Минэкономразвития, имеющиеся у «Ведомостей», в России предлагалось организовать выпуск Caliber, Jeep Patriot (другое название - Liberty) и Jeep Compass. Представители Magna вчера были недоступны, но ранее источники, близкие к компании, говорили, что договоренности так и не были достигнуты.
Управляющий партнер AG Capital Александр Агибалов считает, что Chrysler предложит ГАЗу те же модели, что и Magna. Правда, для них у конкурентов Chrysler найдутся модели, которые в России продаются лучше: с Dodge Caliber конкурируют VW Golf и Toyota Corolla, с Compass - Toyota Rav 4, Honda CRW, с Jeep Patriot - Toyota Land Cruiser, констатирует руководитель автомобильной практики A. T. Kearney Евгений Богданов. В 2007 г. было продано 2266 Dodge Caliber, 209 Jeep Liberty, 547 Jeep Compass. Стоимость самого дешевого Caliber - от 640 000 руб. «Американские машины никогда особо не жаловали в России», - отмечает Богданов. Если собирать Dodge Caliber, Jeep Patriot и Jeep Сompass в Нижнем Новгороде, то не больше 5000 машин в год: больше в России не купят. Российский рынок интереснее для Chrysler, нежели, к примеру, китайский, уверен аналитик «Метрополя» Михаил Пак. В Китае автоконцернам уже тесно, а в России есть еще свободные ниши, отмечает он. В 2007 г. продажи в России перевалили за 2 млн. машин, а в 2008 г. наш рынок станет крупнейшим в Европе. А политика здесь вообще ни при чем: когда нужно выбираться из кризиса, экономические интересы превалируют, заключает он.
СПРАВКА. За первые семь месяцев 2008 г. продажи Caliber в США упали на 1% до 63918, Compass на 20% до 19794. Patriot выросли на 19% до 40135. В июле продажи Caliber упали на 9%, Compass - на 46%.
Автоконцерн Chrysler LLC: Продажи (7 месяцев 2008 г.) - 956 935 автомобилей. Акционеры: Cerberus Capital Management (80,1%), Daimler AG (19,9%).
Юлия Федоринова
В подготовке статьи участвовал Кирилл Хрипунов
15.08.2008 г.
Источник: Ведомости |