Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
29.08.2008 :: 14:26
Бурзу Алиев: «Одесса - Броды» угрожает не громкая война на Кавказе, а тихие конфликты в Украине

За оценкой степени роста угроз развитию отечественной нефтегазовой промышленности после начала войны РФ против Грузии «k:» обратились к заместителю министра топлива и энергетики Украины Бурзу Алиеву, ответственному за государственную политику страны в этой отрасли

Как повлияла российско-грузинская война на проекты по расширению поставок в Украину нефти и газа из Прикаспийских государств?

Ведущий проект на сегодня - это нефтепровод «Одесса - Броды», который предполагается заполнить каспийской нефтью и поставлять ее транзитом через Украину в страны ЕС. Ключевыми точками для
заполнения нефтепровода являются расположенные в Грузии портовые терминалы в Супсе, Кулеви и Батуми, ни один из которых войной не разрушен.

Но два из этих трех терминалов получают нефть только по Транскавказской железной дороге, которую повредили российские войска. Не получится ли так, что порт Супса не сможет удовлетворить спрос всех желающих?

Главный узел транзита нефти, порт Супса, продолжает работу, он дает на рынок до 15 млн. т в год. Да, был подрыв одного из очень многих мостов на этой железной дороге, что вынудило Азербайджан на несколько дней приостановить железнодорожный транзит в Батуми и к другому расположенному возле Поти терминалу - порту Кулеви. Но раньше, когда на Транскавказской железной дороге были оползни, она очень быстро отстраивалась и сейчас очень быстро восстановится. Основные потоки транзита как шли через Супсу и по БТД в Турцию, так и сейчас идут.

Реализация проекта «Одесса - Броды» связывалась именно с супсинским терминалом?

Нефтяной терминал этого порта является собственностью акционеров Азербайджанского международного консорциума. Консорциум владеет нефтяным месторождением Азери-Чираг-Гюнешли, крупнейшим производителем нефти в Азербайджане. С этой точки зрения Украина всегда рассматривала именно Супсу как возможный порт отгрузки нефти. Но с 2009 года до 80% экспорта нефти из Азербайджана придется уже не на консорциум, а на государственные структуры, прежде всего на госкомпанию Socar, которая владеет Кулеви.

Какие планы имеют партнеры проекта «Одесса - Броды» на терминал в Кулеви?

Президенты Украины, Польши, Грузии и Азербайджана договорились о создании межгосударственной операционной компании «Сарматия» для достройки нефтепровода «Одесса - Броды» до Плоцкого НПЗ. Каждый из партнеров согласился предоставить оператору свои мощности: Азербайджан - мощности Кулеви, Грузия - транзитную инфраструктуру, Польша и Украина - мощности нефтепроводов и так далее.

Но именно этот порт блокирован. Получается, что Москва пытается вынудить лидеров четырех государств отказаться от проекта?

Вряд ли можно блокировать стратегически важные для Европы решения глав государств извне. Противодействие рождается изнутри, блокируют свои же чиновники и политики. Многолетняя борьба вокруг «Одесса - Броды» тому яркий пример.

Если не война, то что ныне препятствует осуществлению проекта?

Разобщенность и отсутствие единой команды исполнителей. У нас она, как правило, разбивается на разные политические лагеря, в которых чиновники, находящиеся в единой вертикали управления, умудряются находить себе всевозможных покровителей. А затем, избегая персональной ответственности, стараются столкнуть лбами своих протекторов. В результате этого безответственность отдельных лиц превращается в общую для всех горячую политическую борьбу. Последний пример - заявления прессы о том, что Юлия Тимошенко якобы вопреки воле Президента Ющенко запретила «Укртранснафте» заключать контракт на покупку нефти для «Одесса - Броды». Однако подписанное премьер-министром распоряжение ничего не запрещало, в нем просто напоминается государственным компаниям норма, согласно которой они имеют право заключать контракты с предприятиями других стран лишь после отдельной на то воли Кабинета Министров. И все.

Речь идет о просочившемся в прессу проекте соглашения между «Укртранснафтой» и компанией Milbert?

Эта компания предложила за аверс «Одесса - Броды» те же деньги, которые российско-британская ТНК-ВР ныне платит за реверс. Но, как и в случае с ТНК-ВР, госкомпании были предоставлены очень слабые гарантии объемов прокачки.

На минувшей неделе пресса заявила о том, что наметился компромисс: вместо Мilbert за прокачку нефти готово взяться ОАО «Укрнафта».

8 сентября в Баку намечено провести очередной раунд украинско-азербайджанских переговоров по проекту «Одесса - Броды», и «Укрнафта» обратилась к Минтопэнерго с просьбой включить ее представителя в состав официальной делегации Украины. Мы, конечно, рады активности этой компании. Но если исходить из того, что Мilbert и «Укрнафта» выражают интересы одной и той же группы акционеров, возможны те же проблемы - низкие гарантии прокачки.

Но «Укрнафта» явно стабильнее офшора, поскольку 51% ее акций принадлежит государству...

В данном случае целесообразно говорить не о величине пакета акций, а об их управляемости государством. Конкретно в «Укрнафте» уровень управляемости госпакета является минимальным из-за того, что частные акционеры оградились решениями судов. Вот «Укртранснафта», например, вообще на все 100% принадлежит государству - и что? 24 августа мы из прессы узнаем, что в Азербайджан прибыла делегация этой госкомпании с целью заключения контракта на закупку технологической нефти для «Одесса - Броды»...

Причем официально о таких переговорах не было оповещено ни Минтопэнерго, ни правительство. Будет ли воспринимать эти переговоры их другая сторона как серьезные? Не будет. И контракт вряд ли будет подписан. Зато кое-кто в Киеве или Москве отчитается, что в указанный срок провел в Баку переговоры, по результатам которых нефти в порту Южный больше не станет.

А если «Укртранснафта» все же закупит технологическую нефть, куда будет откачана нефть российская, ныне находящаяся в нефтепроводе «Одесса - Броды»?

Вопрос о том, куда направлять 0,5 миллиона тонн нефти, - не сфера компетенции Минтопэнерго, и тем более не госкомпании, отвечающей за прокачку нефти. Пойдет ли эта нефть в резерв, на экспорт или же ее предложат западноукраинским НПЗ, это решает правительство, приняв или не приняв те или иные предложения Минтопэнерго. Кроме этого, на сегодня не принято еще одно главное решение - о переговорах с возможным оператором прокачки от 3 до 5 млн. т для западноукраинских НПЗ, декларирующих готовность купить этот ресурс. Не принято и третье немаловажное решение - единое техническое заключение о том, что западноукраинские НПЗ действительно готовы не в экспериментальном порядке, а длительный период и гарантированно перерабатывать новый для Украины сорт нефти - Azeri Light.

В начале этого года НАК «Нафтогаз Украины» начала реформу управления, в ходе которой намеревалась усилить контроль над своими дочерними и связанными компаниями. Может, «Нафтогаз» требует поддержки?

Минтопэнерго о сути этих реформ ничего не известно, а все, что мы видим сейчас, свидетельствует скорее об обратном. Иногда вообще кажется, что отдельно взятые руководители указанных компаний просто не подчиняются главе НАК Олегу Дубине. Я к нему отношусь с большим уважением - его погрузили в непростую конфигурацию власти, которая требует выполнения предписаний и Кабинета Министров, и позиции Секретариата Президента. Как опытный руководитель он с этим с честью справляется, но менеджеры связанных с НАК компаний это двойственное положение используют, начиная маневры и лавирования вокруг чьих угодно интересов, но только не интересов НАК и Минтопэнерго.

А каков, по вашему мнению, контур отражения этих интересов?

Отдельный разговор, например, наличие у НАК двух, а не одной головной эксплуатационной компании: ДК «Укргазвыдобування» и ГАО «Черноморнафтогаз». Одна получает лицензии на месторождения и передает другой, а затем все вместе отодвигают контроль со стороны НАК на максимально далекую дистанцию. Меньше всего вопросов к «Укртрансгазу», но и там был критический момент, связанный со страховыми выплатами за счет газа, якобы отобранного Украиной еще в 1993 году.

Но из предприятий системы НАК «Нафтогаз» больше всего вопросов возникает, к сожалению, именно к «Укртранснафте». Ведь в ее работе ситуация стоит остро не только по проекту «Одесса - Броды». Есть также и нереализованный проект присоединения к этой компании крымского госпредприятия ФПОНП (Феодосийского нефтетерминала. - «k:»), есть и проект присоединения хранилищ и сетей госпредприятия «Укртранснафтопродукта» (УТНП). Оба не завершены. Но это ведь государственные предприятия, на простое которых кто-то явно старается достичь успеха. Вряд ли следует рассчитывать, что Минтопэнерго будет помощником в этом деле, мы этого не допустим.

Беседовал Андрей Старостин

29 августа 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}