Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Ведомости
05.06.2008 :: 10:15
Бензин по 70 коп.

Сколько должен стоить бензин в стране, недра которой полны нефтью? Дешево, ответит российский потребитель и укажет на страны Ближнего Востока. Но если вы что-то слышали о дешевизне бензина в Саудовской Аравии, то знайте - есть еще дешевле. В Венесуэле можно заправиться по три цента за литр.

По данным американской фирмы AIRINC, оценивающей стоимость жизни по всему миру, в конце марта в Иране и Саудовской Аравии литр бензина в пересчете на американские доллары стоил 10-11 центов. В Ливии - 13 центов, в Кувейте - 30. На московских заправках цена уже переваливает за доллар. По этому
показателю мы обогнали даже США - сопоставимое по качеству топливо стоит там 90 центов.

Дело не в жадности нефтяников и розничных торговцев. Стоимость производства топлива везде примерно одинакова. Разница в величине налогов, точнее, в позициях правительств. Одни стремятся быть социальными и популистскими (Венесуэла), другие хотели бы приблизить цену на бензоколонке к издержкам, которые несет общество, т. е. учесть в цене потери от внешних эффектов - загруженности городов, потери времени в пробках, вреда для экологии. Самый дорогой бензин в мире продается в нефтедобывающих странах - Норвегии, Великобритании и Нидерландах. Местные автолюбители вынуждены выкладывать по $2,2-2,3 за литр, из которых около 60% идет в государственный бюджет.

В России ситуация похожая - налоговая составляющая в розничной цене бензина превышает 56%. Но при этом, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, стоимость топлива внутри России определяется не соотношением местного спроса и предложения, а динамикой мировых цен на нефть. Происходит это потому, что с 2003 г. налог на добычу нефти (НДПИ) привязан к мировой цене. Но облагается вся добытая нефть, а не только та, что идет на экспорт. И поэтому каждый квартал вслед за мировой ценой растет налог и цена нефти на внутреннем рынке.

Правительство пообещало нефтяникам серьезное снижение НДПИ с 2009 г. За счет льгот и изменения формулы налога отрасль сэкономит 104,1 млрд. руб. в 2009 г. и 112 млрд. руб. в 2010 г., подсчитал Минфин. Бензин перестанет дорожать? Нет, хором говорят эксперты. Причина - в структуре российской нефтяной отрасли, поделенной десятком вертикально-интегрированных компаний.

В каждой компании есть производственная цепочка: добыча нефти - переработка - сеть заправок. На независимых заводах перерабатывается лишь 15% нефти. Поэтому множества покупателей и продавцов, необходимых для полноценного рыночного ценообразования, попросту нет. И несмотря на снижение НДПИ, внутренняя цена сырья по-прежнему будет следовать за мировой. Нефтяные компании стремятся получать равную доходность внутри страны и за рубежом. А независимые заправщики не могут повлиять на ситуацию, поскольку покупают топливо у тех же вертикально-интегрированных компаний.

Дешевый бензин для популистски ориентированного правительства важнее дешевого хлеба. Ведь рост цен на топливо подгоняет инфляцию. Авторитарным правителям легко: они без лишних церемоний либо берут под контроль государства всю цепочку от скважины до заправки и устанавливают цены по своему усмотрению, либо субсидируют стоимость бензина внутри страны за счет экспортных сверхприбылей.

Премьер Владимир Путин не может себе позволить жесты Уго Чавеса. А рыночные механизмы в российской ситуации не действуют. Административные методы тоже не работают: заморозка цен обычно заканчивается их резким ростом.

Но, может быть, цена и правда естественный регулятор? Разгрузятся дороги, улучшится экология. Но Norwegian Petroleum Industry Association констатирует, что повышение налогов и, соответственно, цен на бензин в Норвегии не привело ни к массовому переходу на общественный транспорт, ни к уменьшению продаж автомобилей, ни к сокращению поездок. Та же картина и в России: по данным Росстата, граждане с каждым годом покупают все больше автомобилей (ежегодный рост - около 25%). Ездить тоже меньше не стали - на один автомобиль в среднем приходится 31 л бензина в неделю, как и два года назад. Зато в обеих странах растет доля дорогих автомобилей, потребляющих меньше бензина, и машин с дизельными двигателями. Вот такой ответ.

05.06.2008 г.

Ведомости


Источник: Ведомости
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}