Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Грузопотоки
23.03.2009 :: 15:02
Турция становится транзитной державой
Евгений Шевчук, Дмитрий Щербаков

С открытием тоннеля под Босфором в Черноморском регионе может появиться новый евроазиатский транспортный коридор, способный конкурировать с другими транзитными проектами или привести к пересмотру их маршрутов в обход Украины.

13 октября 2008 г. прошла торжественная церемония завершения укладки тоннеля под Босфорским проливом с участием премьер-министра Турции. К середине прошлого года в рамках проекта «Мармарай» были завершены около 90% проектировочных и 85% археологических работ. Инженерно-строительные работы должны быть завершены в 2011 г., курсирование поездов планируется открыть
в 2012 г.

В первую очередь, железнодорожный тоннель под Босфором рассматривается как средство для улучшения транспортной ситуации в Стамбуле. Новый маршрут призван уменьшить загрузку стамбульских улиц, обслуживая более 1 млн. пасс. в день, и увеличить рыночную долю железнодорожного транспорта в городе с 3% до 27%.

Однако проект «Мармарай» - это не только «противоядие» от стамбульских «пробок». По словам министра транспорта Турции Бинали Йылдырыма, эту железнодорожную ветку планируется в дальнейшем объединить с магистралью Баку-Тбилиси-Карс.

В рамках этого проекта запланировано строительство новой 105-км железнодорожной ветки, из которых 76 км пройдут по территории Турции и 29 км - по Грузии. Помимо этого в Грузии намерены реконструировать 183-км участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси - для повышения пропускной способности до 15 млн. т. грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов на европейскую колею. Этот проект оценивается в $422 млн., а с учетом сопутствующей инфраструктуры - в $600 млн.

Эксперты прогнозируют, что на первом этапе работы (с 2011 г.) сообщения Баку-Тбилиси-Карс пассажиропоток составит около 1 млн. чел., а грузопоток - 6,5 млн. т. К 2034 г. эти показатели могут увеличиться до 3 млн. пасс. и 18 млн. т грузов.

Стыковка железнодорожной ветки из Грузии с тоннелем «Мармарай» позволит, кроме всего прочего, осуществлять по этому коридору грузоперевозки из Азии в Европу. По словам Б.Йылдырыма, участники проекта Баку-Тбилиси-Карс уже провели переговоры с Китаем, являющимся основным грузоотправителем в Азии, и Поднебесная выразила заинтересованность в транспортировке грузов по данному маршруту.

Таким образом, в скором времени в Черноморском регионе может появиться довольно эффективный азиатско-европейский транспортный коридор, способный стать конкурентом другим транзитным проектам или привести к пересмотру их маршрутов, в т.ч. в обход Украины. И первым «кандидатом» на изменение «прописки» может стать транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА).

По словам вице-премьера Азербайджана Абида Шарифова, за последние 10 лет объем грузоперевозок по этому коридору вырос почти в 18 раз - с 3 млн. до 53 млн. т. За это время по нему перевезено 150 млн. т грузов. В декабре 2008 г. присоединиться к многостороннему соглашению по ТРАСЕКА была приглашена Туркмения, что, по мнению его участников, способствовало бы дальнейшему развитию транспортного коридора Восток-Запад.

Украина является важным звеном ТРАСЕКА благодаря стабильно действующей паромной переправе Ильичевск-Поти/Батуми. В марте 2009 г. этот маршрут получил новый импульс к развитию благодаря запуску контейнерного блок-поезда между Поти и Баку. Оператором проекта выступает польско-немецкая компания Polzug Intermodal, которая поставила задачу наладить регулярное движение контейнерных поездов между двумя этими портами.

Однако даже появление такого поезда не является залогом дальнейшего участия Украины в грузоперевозках по коридору Европа-Кавказ-Азия. Нет никаких гарантий, что перевозчики не предпочтут Ильичевску паромные переправы стран-членов ЕС (Варна, Констанца), а с появлением железнодорожной ветки Баку-Тбилиси-Карс до тоннеля «Мармарай» конкуренция еще более обострится.

После запуска железнодорожного сообщения между азиатской и европейской частями Стамбула из маршрута Европа-Кавказ-Азия может быть исключена черноморская составляющая, что позволит осуществлять перевозки более регулярно и пользоваться паромными переправами только на отрезке Актау-Баку. А в случае, если Туркмения, демонстрирующая желание выйти из самоизоляции, присоединится к программе ТРАСЕКА, оптимальным маршрутом этого коридора может стать направление Китай-Киргизия-Узбекистан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, в котором места для Украины не останется окончательно.

NELTI_map__.jpg

Пока что время на укрепление позиций у Украины есть. Руководство «Укрзализныци» старается сделать железнодорожные контейнерные и контрейлерные перевозки более привлекательными. В 2009 г. активизирован переговорный процесс с целью возрождения регулярного маршрута «Ярослав» (Луганск-Киев-Славкув) и развития поезда «Викинг» (Одесса/Ильичевск-Киев-Клайпеда). УЗ ввела скидки на перевозки контейнеров на этих направлениях и предусмотрела снижение соответствующих тарифов в новом Сборнике, который обещают принять в марте-апреле.

Также отечественный монополист активно работает над привлечением на территорию Украины контейнерных поездов из РФ. Таким образом, УЗ пытается «охватить» и северные маршруты сухопутных коридоров Китай-Европа.

Итак, в лице тоннеля «Мармарай» Украина получает серьезного конкурента в борьбе за транзитные грузопотоки из Китая, Центральной Азии и Кавказа. Тем не менее, правительство еще может успеть сделать все необходимое, чтобы маршрут Поти-Ильичевск остался полноценной «веткой» ТРАСЕКА, а не второстепенной линией регионального значения.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}