С открытием тоннеля под Босфором в Черноморском регионе может появиться новый евроазиатский транспортный коридор, способный конкурировать с другими транзитными проектами или привести к пересмотру их маршрутов в обход Украины.
13 октября 2008 г. прошла торжественная церемония завершения укладки тоннеля под Босфорским проливом с участием премьер-министра Турции. К середине прошлого года в рамках проекта «Мармарай» были завершены около 90% проектировочных и 85% археологических работ. Инженерно-строительные работы должны быть завершены в 2011 г., курсирование поездов планируется открыть в 2012 г.
В первую очередь, железнодорожный тоннель под Босфором рассматривается как средство для улучшения транспортной ситуации в Стамбуле. Новый маршрут призван уменьшить загрузку стамбульских улиц, обслуживая более 1 млн. пасс. в день, и увеличить рыночную долю железнодорожного транспорта в городе с 3% до 27%.
Однако проект «Мармарай» - это не только «противоядие» от стамбульских «пробок». По словам министра транспорта Турции Бинали Йылдырыма, эту железнодорожную ветку планируется в дальнейшем объединить с магистралью Баку-Тбилиси-Карс.
В рамках этого проекта запланировано строительство новой 105-км железнодорожной ветки, из которых 76 км пройдут по территории Турции и 29 км - по Грузии. Помимо этого в Грузии намерены реконструировать 183-км участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси - для повышения пропускной способности до 15 млн. т. грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов на европейскую колею. Этот проект оценивается в $422 млн., а с учетом сопутствующей инфраструктуры - в $600 млн.
Эксперты прогнозируют, что на первом этапе работы (с 2011 г.) сообщения Баку-Тбилиси-Карс пассажиропоток составит около 1 млн. чел., а грузопоток - 6,5 млн. т. К 2034 г. эти показатели могут увеличиться до 3 млн. пасс. и 18 млн. т грузов.
Стыковка железнодорожной ветки из Грузии с тоннелем «Мармарай» позволит, кроме всего прочего, осуществлять по этому коридору грузоперевозки из Азии в Европу. По словам Б.Йылдырыма, участники проекта Баку-Тбилиси-Карс уже провели переговоры с Китаем, являющимся основным грузоотправителем в Азии, и Поднебесная выразила заинтересованность в транспортировке грузов по данному маршруту.
Таким образом, в скором времени в Черноморском регионе может появиться довольно эффективный азиатско-европейский транспортный коридор, способный стать конкурентом другим транзитным проектам или привести к пересмотру их маршрутов, в т.ч. в обход Украины. И первым «кандидатом» на изменение «прописки» может стать транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА).
По словам вице-премьера Азербайджана Абида Шарифова, за последние 10 лет объем грузоперевозок по этому коридору вырос почти в 18 раз - с 3 млн. до 53 млн. т. За это время по нему перевезено 150 млн. т грузов. В декабре 2008 г. присоединиться к многостороннему соглашению по ТРАСЕКА была приглашена Туркмения, что, по мнению его участников, способствовало бы дальнейшему развитию транспортного коридора Восток-Запад.
Украина является важным звеном ТРАСЕКА благодаря стабильно действующей паромной переправе Ильичевск-Поти/Батуми. В марте 2009 г. этот маршрут получил новый импульс к развитию благодаря запуску контейнерного блок-поезда между Поти и Баку. Оператором проекта выступает польско-немецкая компания Polzug Intermodal, которая поставила задачу наладить регулярное движение контейнерных поездов между двумя этими портами.
Однако даже появление такого поезда не является залогом дальнейшего участия Украины в грузоперевозках по коридору Европа-Кавказ-Азия. Нет никаких гарантий, что перевозчики не предпочтут Ильичевску паромные переправы стран-членов ЕС (Варна, Констанца), а с появлением железнодорожной ветки Баку-Тбилиси-Карс до тоннеля «Мармарай» конкуренция еще более обострится.
После запуска железнодорожного сообщения между азиатской и европейской частями Стамбула из маршрута Европа-Кавказ-Азия может быть исключена черноморская составляющая, что позволит осуществлять перевозки более регулярно и пользоваться паромными переправами только на отрезке Актау-Баку. А в случае, если Туркмения, демонстрирующая желание выйти из самоизоляции, присоединится к программе ТРАСЕКА, оптимальным маршрутом этого коридора может стать направление Китай-Киргизия-Узбекистан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, в котором места для Украины не останется окончательно.
Пока что время на укрепление позиций у Украины есть. Руководство «Укрзализныци» старается сделать железнодорожные контейнерные и контрейлерные перевозки более привлекательными. В 2009 г. активизирован переговорный процесс с целью возрождения регулярного маршрута «Ярослав» (Луганск-Киев-Славкув) и развития поезда «Викинг» (Одесса/Ильичевск-Киев-Клайпеда). УЗ ввела скидки на перевозки контейнеров на этих направлениях и предусмотрела снижение соответствующих тарифов в новом Сборнике, который обещают принять в марте-апреле.
Также отечественный монополист активно работает над привлечением на территорию Украины контейнерных поездов из РФ. Таким образом, УЗ пытается «охватить» и северные маршруты сухопутных коридоров Китай-Европа.
Итак, в лице тоннеля «Мармарай» Украина получает серьезного конкурента в борьбе за транзитные грузопотоки из Китая, Центральной Азии и Кавказа. Тем не менее, правительство еще может успеть сделать все необходимое, чтобы маршрут Поти-Ильичевск остался полноценной «веткой» ТРАСЕКА, а не второстепенной линией регионального значения.
Евгений Шевчук, Дмитрий Щербаков