22.07.2011 :: 15:37
РЖД отправили украинский транзит в «отпуск»
Анна Середенко
В первом полугодии 2011 г. наибольшая динамика роста наблюдалась в сегменте транзитных перевозок, но уже в июне рост приостановился.
Рост объемов железнодорожных грузовых перевозок на 9,2%, в первом полугодии, дает основания надеяться, что, при продолжении этой тенденции, уже к концу года показатели железных дорог Украины достигнут докризисного уровня. Напомним, что в настоящее время объемы перевозок еще отстают на 10% от уровня 2008 г.
Итак, общий объем грузоперевозок за первое полугодие составил 224,6 млн. т (+9,2%), в т.ч. во внутреннем сообщении - 120,4 млн. т (+8,6%), экспорт - 62,1 млн. т (+10,9%), импорт - 14,5 млн.т. (-5,2%), транзит - 27,7 млн. т (+17,4). Причем, объемы транзита в тоннах составляют всего чуть больше 10%, но его доля в грузообороте - около 23%, а в доходах от грузовых перевозок составляет почти 30%.
В целом, рентабельность транзитных перевозок примерно в 2 раза выше, чем в других видах сообщений. Причем, не существует проблемы с вагонами, не нужно нести другие расходы, поскольку составы поступают на границу с Украиной и их просто нужно доставить по назначению - то ли в порты, то ли на сухопутные погранпереходы.
По информации «Укрзализныци», основными транзитными грузами в 2011 г. являются нефть и нефтепродукты - 33,3%, руда железная и марганцевая - 21,8%, каменный уголь - 16%, минудобрения - 10,4%, химикаты - 5,7% и черные металлы - 4,6%. Основными странами происхождения транзитных грузов являются РФ - 63,4%, Казахстан - 19,7% и Беларусь - 6,2%.
Но уже в июне тенденция изменилась и рост транзита составил всего 0,7%. Хотя общий объем перевозок в июне (по сравнению с июнем прошлого года) вырос на 7,8%, в частности, во внутреннем сообщении на 8,1%, экспорт на 9,1%, импорт на 11.2%. В «Укрзализныце» подобную тенденцию связывают с сезонными факторами. Но только этим подобную стагнацию объяснить сложно. Видимо причина все же в том, что с середины июня осложнилась ситуация на железнодорожных погранпереходах с РФ - Зерново, Казачья Лопань, Успенская и Красная Могила.
Непонятные действия российских железнодорожников, вдруг начавших массово находить технические неисправности вагонов, привели к задержке нескольких десятков составов. Кроме того, сами россияне не могут обеспечить локомотивы для вывоза составов со своей территории на украинские порты и западные погранпереходы Украины.
Возможно, в такой ситуации российские экспортные грузы должны были уйти к главному конкуренту украинских портов - Новороссийскому МТП. Но за первое полугодие и Новороссийский порт сократил грузооборот на 1,4%, а по основным номенклатурным позициям для железнодорожных перевозок в/из порта и того больше. Грузооборот навалочных грузов сократился на 37%, а генеральных на 15%.
Похоже, что у наших соседей просто наступил кризис в системе управления железнодорожными перевозками. С одной стороны, реформа РЖД позволила в полтора раза увеличить парк грузовых вагонов, превысивший 1 млн. ед. С другой - вывод инвентарных вагонов в дочерние структуры привел к потере управляемости перевозок, увеличению доли порожнего пробега и другим проблемам.
Объемы железнодорожных перевозок транзитных грузов в Украине, тыс. т
Груз |
январь-июнь |
июнь |
2011 |
2010 |
% 2011/2010 |
2011 |
2010 |
% 2011/2010 |
Kаменный уголь |
4 416,4 |
4 248,2 |
104,0 |
690,9 |
856,3 |
80,7 |
Нефть и нефтепродукты |
9 224,2 |
7 949,5 |
116,0 |
972,8 |
866,0 |
112,3 |
Руда железная и марганцевая |
6 037,6 |
2 837,4 |
212,8 |
1 028,5 |
498,2 |
206,4 |
Руда цветная и серное сырье |
181,6 |
113,5 |
160,1 |
19,6 |
5,1 |
382,8 |
Черные металлы |
1 241,0 |
1 982,8 |
62,6 |
230,8 |
286,5 |
80,5 |
Цветные металлы и изделия из них |
5,5 |
10,7 |
51,8 |
0,5 |
1,4 |
38,0 |
Лесные грузы |
72,5 |
41,1 |
176,5 |
8,7 |
7,4 |
117,7 |
Химические и минеральные удобрения |
2 885,8 |
2 637,6 |
109,4 |
333,7 |
553,6 |
60,3 |
Xимикаты |
1 569,8 |
1 596,2 |
98,3 |
208,8 |
212,7 |
98,2 |
Aвтомобили |
44,2 |
19,2 |
230,4 |
4,2 |
5,2 |
79,7 |
Машины и оборудование |
35,5 |
31,2 |
114,0 |
8,1 |
9,8 |
82,7 |
Зерно и продукты перемола |
243,1 |
502,9 |
48,3 |
21,2 |
222,3 |
9,6 |
Kокс |
114,6 |
91,6 |
125,1 |
3,3 |
29,4 |
11,2 |
Лом черных металлов |
66,5 |
39,6 |
168,0 |
12,2 |
15,1 |
81,1 |
Минстройматериалы |
239,2 |
229,1 |
104,4 |
53,6 |
48,2 |
111,1 |
Цемент |
3,2 |
3,0 |
106,1 |
0,6 |
0,2 |
377,8 |
Соль |
113,9 |
161,0 |
70,8 |
4,8 |
1,1 |
426,7 |
Другие грузы |
1 186,8 |
1 083,2 |
109,6 |
232,1 |
188,5 |
123,1 |
Всего |
27 681,7 |
23 577,9 |
117,4 |
3 834,4 |
3 807,1 |
100,7 |
|