РЖД отправили украинский транзит в «отпуск»

В первом полугодии 2011 г. наибольшая динамика роста наблюдалась в сегменте транзитных перевозок, но уже в июне рост приостановился.

Рост объемов железнодорожных грузовых перевозок на 9,2%, в первом полугодии, дает основания надеяться, что, при продолжении этой тенденции, уже к концу года показатели железных дорог Украины достигнут докризисного уровня. Напомним, что в настоящее время объемы перевозок еще отстают на 10% от уровня 2008 г.

Итак, общий объем грузоперевозок за первое полугодие составил 224,6 млн. т (+9,2%), в т.ч. во внутреннем сообщении - 120,4 млн. т (+8,6%), экспорт - 62,1 млн. т (+10,9%), импорт - 14,5 млн.т. (-5,2%), транзит - 27,7 млн. т (+17,4). Причем, объемы транзита в тоннах составляют всего чуть больше 10%, но его доля в грузообороте - около 23%, а в доходах от грузовых перевозок составляет почти 30%.

В целом, рентабельность транзитных перевозок примерно в 2 раза выше, чем в других видах сообщений. Причем, не существует проблемы с вагонами, не нужно нести другие расходы, поскольку составы поступают на границу с Украиной и их просто нужно доставить по назначению - то ли в порты, то ли на сухопутные погранпереходы.

По информации «Укрзализныци», основными транзитными грузами в 2011 г. являются нефть и нефтепродукты - 33,3%, руда железная и марганцевая - 21,8%, каменный уголь - 16%, минудобрения - 10,4%, химикаты - 5,7% и черные металлы - 4,6%. Основными странами происхождения транзитных грузов являются РФ - 63,4%, Казахстан - 19,7% и Беларусь - 6,2%.

Но уже в июне тенденция изменилась и рост транзита составил всего 0,7%. Хотя общий объем перевозок в июне (по сравнению с июнем прошлого года) вырос на 7,8%, в частности, во внутреннем сообщении на 8,1%, экспорт на 9,1%, импорт на 11.2%. В «Укрзализныце» подобную тенденцию связывают с сезонными факторами. Но только этим подобную стагнацию объяснить сложно. Видимо причина все же в том, что с середины июня осложнилась ситуация на железнодорожных погранпереходах с РФ - Зерново, Казачья Лопань, Успенская и Красная Могила.

Непонятные действия российских железнодорожников, вдруг начавших массово находить технические неисправности вагонов, привели к задержке нескольких десятков составов. Кроме того, сами россияне не могут обеспечить локомотивы для вывоза составов со своей территории на украинские порты и западные погранпереходы Украины.

Возможно, в такой ситуации российские экспортные грузы должны были уйти к главному конкуренту украинских портов - Новороссийскому МТП. Но за первое полугодие и Новороссийский порт сократил грузооборот на 1,4%, а по основным номенклатурным позициям для железнодорожных перевозок в/из порта и того больше. Грузооборот навалочных грузов сократился на 37%, а генеральных на 15%.

Похоже, что у наших соседей просто наступил кризис в системе управления железнодорожными перевозками. С одной стороны, реформа РЖД позволила в полтора раза увеличить парк грузовых вагонов, превысивший 1 млн. ед. С другой - вывод инвентарных вагонов в дочерние структуры привел к потере управляемости перевозок, увеличению доли порожнего пробега и другим проблемам.

Объемы железнодорожных перевозок транзитных грузов в Украине, тыс. т

Груз

январь-июнь

июнь

2011

2010

% 2011/2010

2011

2010

% 2011/2010

Kаменный уголь

4 416,4

4 248,2

104,0

690,9

856,3

80,7

Нефть и нефтепродукты

9 224,2

7 949,5

116,0

972,8

866,0

112,3

Руда железная и марганцевая

6 037,6

2 837,4

212,8

1 028,5

498,2

206,4

Руда цветная и серное сырье

181,6

113,5

160,1

19,6

5,1

382,8

Черные металлы

1 241,0

1 982,8

62,6

230,8

286,5

80,5

Цветные металлы и изделия из них

5,5

10,7

51,8

0,5

1,4

38,0

Лесные грузы

72,5

41,1

176,5

8,7

7,4

117,7

Химические и минеральные удобрения

2 885,8

2 637,6

109,4

333,7

553,6

60,3

Xимикаты

1 569,8

1 596,2

98,3

208,8

212,7

98,2

Aвтомобили

44,2

19,2

230,4

4,2

5,2

79,7

Машины и оборудование

35,5

31,2

114,0

8,1

9,8

82,7

Зерно и продукты перемола

243,1

502,9

48,3

21,2

222,3

9,6

Kокс

114,6

91,6

125,1

3,3

29,4

11,2

Лом черных металлов

66,5

39,6

168,0

12,2

15,1

81,1

Минстройматериалы

239,2

229,1

104,4

53,6

48,2

111,1

Цемент

3,2

3,0

106,1

0,6

0,2

377,8

Соль

113,9

161,0

70,8

4,8

1,1

426,7

Другие грузы

1 186,8

1 083,2

109,6

232,1

188,5

123,1

Всего

27 681,7

23 577,9

117,4

3 834,4

3 807,1

100,7

 



Анна Середенко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua