07.11.2013 :: 17:13
Реформа портов: первые итоги в тоннах
Александр Арбузов
Одним из немногих пока удачных результатов реформы морских портов является новый формат статистики.
Ранее системное обобщение итогов происходило только в отношении морских торговых портов, что составляло только около 70% всех объемов грузопереработки. Найти же полные данные по речным и рыбным портам, а также частным терминалам всегда было проблемой. Теперь Администрация морских портов Украины (АМПУ) обобщает данные по всем субъектам, представленным в акваториях портов. За кадром остались только два рыбных порта и речные порты Днепра выше Херсона. Впрочем, их доля составляет всего около 5%.
В новом формате фигурируют три группы субъектов: порты-госпредприятия, стивидорные компании, работающие на причалах АМПУ (ранее в структуре госпортов) и стивидоры, работающие на собственных или арендованных причалах. Благодаря этому стало видно, какова доля госсектора в портовой отрасли. При общем объеме перевалки за январь-октябрь 2013 г. в 117767,93 тыс. т на госпредприятия приходится 44745,37 тыс. т (38%), стивидоров в госпортах - 38930,23 тыс. т (33,1%), другие частные компании - 34092,33 тыс. т (28,9%).
Кроме того, благодаря учету показателей частных компаний, общая ситуация в отрасли выглядит менее удручающей. По итогам первого полугодия морские торговые порты сократили объемы на 9,1%. А по итогам 10 месяцев падение в целом по отрасли составило 5,3%, при этом в госсекторе - 13%.
Главные причины - пусть небольшое, но постоянное сокращение объемов экспортных грузов (за 10 мес. на 2,6%) на протяжении последних двух лет и тоже постоянное, но резкое сокращение объемов транзита (за 10 мес. на 22,9%). Фактически за последние пять лет объем транзита сократился вдвое. В основном за счет нефти, объемы перевалки которой в украинских портах сократились почти в десять раз.
В последнее время много говорится о том, что утерянные объемы транзита порты могут компенсировать за счет увеличения экспорта зерна. И, хотя в этом году в Украине будет собран рекордный урожай, на показателях морских портов это пока не отразилось. За январь - октябрь было экспортировано 20384,62 тыс. т хлебных грузов, что на 6,2% или почти на 3,5 млн. т меньше чем годом ранее.
При анализе показателей по всем портам вырисовывается любопытная картина. Такие госпредприятия как Одесский МТП и Николаевский МТП уже сложно считать портами, поскольку их показателей грузопереработки вообще нет в отчетности АМПУ, зато есть разбивка по всем операторам, работающим в этих портах. То есть, де-факто реформа в части прихода инвесторов в этих портах произошла еще до принятия закона.
Тревожная ситуация складывается в Керчи. После увольнения два года назад Александра Котовского ситуация в Керченском МТП стала ухудшаться. Давние партнеры порта не поняли логику и подходы новых менеджеров и начали работать по другим вариантам. А после реформы, когда портовые сборы (в частности около 80 млн. грн. в год за проход Керчь-Еникальским каналом) стал получать Керченский филиал АМПУ, КМТП вообще оказался на грани банкротства. По итогам января - октября объем грузопереработки составил 1561,6 тыс. т против 4715,8 тыс. т за тот же период прошлого года, т.е. объемы перевалки сократились в три раза.
Кроме того, Керчь является ярким примером политики по «привлечению транзита». До недавнего времени на якорных стоянках в южной части Керченского пролива осуществлялась рейдовая перевалка около 15 млн. т российских транзитных грузов. Четыре района на якорной стоянке были у КМТП и один у Керченского рыбпорта. За январь-октябрь на рейдовых стоянках теперь уже Керченского филиала АМПУ было переработано всего-навсего 90 тыс. т грузов. При этом к стоянке рыбного порта стоит очередь.
Остается выяснить, кому пришла в голову идея установить портовые сборы для стоянок торгового порта, из-за чего стоимость выросла с $0,3/т (за различные услуги) до $2/т в качестве портовых сборов. Результат налицо. Стоянка Керченского рыбпорта не может принять всех желающих, поэтому рейдовая перевалка российского транзита ушла за 12-мильную зону, где платить вообще ничего не нужно. В итоге, только за июнь - октябрь было потеряно около 3 млн. т российского транзитного только зерна. Финансовые потери составили около $1 млн. при нулевых затратах. По другим грузам данных у нас пока нет.
Впрочем, предлагаем читателям самим ознакомиться со статистикой по номенклатуре и направлениям.
Объемы грузопереработки в морских портах Украины в январе-октябре 2013 г., тыс.т.
Номенклатура |
Всего по АМПУ |
Порты - госпредприятия |
Стивидоры на причалах АМПУ |
Стивидоры на соб. причалах |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
ВСЕГО |
117767,93 |
94,70 |
44745,37 |
86,97 |
38930,23 |
97,49 |
34092,33 |
103,39 |
Наливные |
15598,97 |
92,98 |
2123,55 |
74,45 |
12062,28 |
98,87 |
1413,14 |
81,99 |
Нефть |
1676,54 |
42,43 |
413,18 |
44,76 |
1262,76 |
41,69 |
0,60 |
- |
Нефтепродукты |
6670,72 |
116,00 |
1 503,12 |
81,57 |
4567,54 |
138,50 |
600,06 |
98,43 |
Масло |
2889,83 |
93,45 |
207,25 |
239,04 |
2116,73 |
96,90 |
565,85 |
68,91 |
Химические |
4132,30 |
114,27 |
- |
- |
4001,03 |
113,70 |
131,27 |
134,87 |
Другие |
229,58 |
62,78 |
- |
- |
114,22 |
67,07 |
115,36 |
59,04 |
Навалочные |
73454,49 |
93,11 |
30105,31 |
86,20 |
14759,69 |
90,04 |
28589,49 |
103,70 |
Уголь |
10705,74 |
90,96 |
6963,70 |
87,18 |
1176,90 |
80,43 |
2565,14 |
110,62 |
Кокс |
1394,69 |
101,46 |
690,91 |
110,52 |
489,90 |
105,15 |
213,88 |
75,42 |
Руда всякая |
27988,72 |
107,40 |
13004,03 |
94,37 |
2231,78 |
93,32 |
12752,91 |
128,94 |
Строительные |
3953,34 |
93,86 |
3415,03 |
90,21 |
24,68 |
1495,8 |
513,63 |
121,06 |
Удобрения |
4562,16 |
68,79 |
1237,54 |
56,20 |
2205,86 |
77,17 |
1118,76 |
71,20 |
Сахар |
314,93 |
110,08 |
133,40 |
91,94 |
181,53 |
128,74 |
- |
- |
Хлебные - всего |
21138,06 |
81,93 |
2680,86 |
57,12 |
7905,57 |
90,34 |
10551,63 |
85,39 |
из них зерно |
15163,29 |
87,03 |
2179,84 |
52,82 |
7627,86 |
92,38 |
5355,59 |
106,28 |
другие |
3396,85 |
123,56 |
1979,84 |
116,03 |
543,47 |
169,69 |
873,54 |
120,88 |
Тарно-штучные |
28714,47 |
100,06 |
12516,51 |
91,53 |
12108,26 |
106,78 |
4089,70 |
111,08 |
Автотехника |
147,54 |
71,72 |
138,25 |
71,26 |
9,29 |
79,27 |
- |
- |
Лесные грузы |
559,42 |
51,16 |
530,69 |
59,31 |
7,85 |
353,60 |
20,88 |
10,63 |
Черные металлы |
17172,79 |
93,41 |
9379,83 |
91,86 |
4422,42 |
85,67 |
3370,54 |
111,93 |
в т.ч. чугун |
2 556,11 |
84,46 |
2269,19 |
87,38 |
122,37 |
40,62 |
164,55 |
128,33 |
- металлопрокат |
11820,06 |
92,80 |
4642,83 |
90,53 |
4077,00 |
84,83 |
3100,23 |
110,62 |
- лом |
333,07 |
114,95 |
206,60 |
131,03 |
26,61 |
48,50 |
99,86 |
129,35 |
- другие |
2463,55 |
105,68 |
2261,21 |
97,15 |
196,44 |
- |
5,90 |
171,51 |
Удобрения |
90,42 |
66,84 |
57,51 |
77,26 |
31,44 |
51,68 |
1,47 |
- |
Промтовары в ящиках и кипах |
41,95 |
64,26 |
30,54 |
48,40 |
6,70 |
720,43 |
4,71 |
376,80 |
Прод. грузы |
238,48 |
99,97 |
22,92 |
82,21 |
74,57 |
109,69 |
140,99 |
98,80 |
Контейнеры
(TEU) |
648449,00 |
107,55 |
7438,00 |
23,39 |
603886,00 |
110,46 |
37125,00 |
152,03 |
Авто (шт.) |
21928,07 |
142,51 |
21928,07 |
143,54 |
- |
- |
- |
- |
Другие |
1081,00 |
96,31 |
868,74 |
91,30 |
151,14 |
139,39 |
61,12 |
97,82 |
Грузопереработка по видам сообщений, тыс. т.
Направление |
Всего по АМПУ |
Порты - госпредприятия |
Стивидоры на причалах АМПУ |
Стивидоры на
соб. причалах |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
Всего |
117767,93 |
94,70 |
44745,37 |
86,97 |
38930,23 |
97,49 |
34092,33 |
103,39 |
Экспорт |
77786,53 |
97,41 |
28087,42 |
90,81 |
23127,08 |
101,42 |
26572,03 |
101,72 |
Импорт |
15073,50 |
111,21 |
3873,46 |
106,24 |
4878,17 |
118,09 |
6321,87 |
109,42 |
Транзит |
22495,10 |
77,08 |
11165,91 |
71,14 |
10721,42 |
83,21 |
607,77 |
100,71 |
Каботаж |
2412,80 |
136,79 |
1618,58 |
137,12 |
203,56 |
178,45 |
590,66 |
125,86 |
Грузопереработка по основным номенклатурным позициям (без каботажа), тыс. т.
Номенклатура
|
Всего |
Экспорт |
Импорт |
Транзит |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
2013 |
% к 2012 |
117767,93 |
94,70 |
77786,53 |
97,41 |
15073,50 |
111,21 |
22495,10 |
77,08 |
Нефть |
1676,54 |
42,43 |
6,48 |
925,71 |
240,05 |
- |
1430,01 |
36,19 |
Нефтепродукты |
6670,72 |
116,00 |
1562,04 |
205,96 |
396,31 |
119,76 |
4674,05 |
102,13 |
Уголь |
10705,74 |
90,96 |
5238,61 |
127,71 |
2701,66 |
105,65 |
2739,20 |
53,66 |
Руда |
27988,72 |
107,40 |
18657,27 |
108,49 |
5401,75 |
114,03 |
3929,70 |
97,59 |
Хлебные - всего |
21138,06 |
81,93 |
20384,62 |
85,99 |
- |
- |
459,35 |
23,99 |
из них зерно |
15163,29 |
87,03 |
14453,50 |
93,81 |
- |
- |
480,49 |
25,15 |
Черные металлы |
17172,79 |
93,41 |
15101,21 |
96,57 |
212,83 |
267,48 |
1561,48 |
65,94 |
Контейнеры
(TEU) |
648 449 |
107,55 |
279 865 |
105,52 |
308 936 |
109,40 |
59 589 |
108,60 | |