Реформа портов: первые итоги в тоннах

Одним из немногих пока удачных результатов реформы морских портов является новый формат статистики.

Ранее системное обобщение итогов происходило только в отношении морских торговых портов, что составляло только около 70% всех объемов грузопереработки. Найти же полные данные по речным и рыбным портам, а также частным терминалам всегда было проблемой. Теперь Администрация морских портов Украины (АМПУ) обобщает данные по всем субъектам, представленным в акваториях портов. За кадром остались только два рыбных порта и речные порты Днепра выше Херсона. Впрочем, их доля составляет всего около 5%.

В новом формате фигурируют три группы субъектов: порты-госпредприятия, стивидорные компании, работающие на причалах АМПУ (ранее в структуре госпортов) и стивидоры, работающие на собственных или арендованных причалах. Благодаря этому стало видно, какова доля госсектора в портовой отрасли. При общем объеме перевалки за январь-октябрь 2013 г. в 117767,93 тыс. т на госпредприятия приходится 44745,37 тыс. т (38%), стивидоров в госпортах - 38930,23 тыс. т (33,1%), другие частные компании - 34092,33 тыс. т (28,9%).

Кроме того, благодаря учету показателей частных компаний, общая ситуация в отрасли выглядит менее удручающей. По итогам первого полугодия морские торговые порты сократили объемы на 9,1%. А по итогам 10 месяцев падение в целом по отрасли составило 5,3%, при этом в госсекторе - 13%.

Главные причины - пусть небольшое, но постоянное сокращение объемов экспортных грузов (за 10 мес. на 2,6%) на протяжении последних двух лет и тоже постоянное, но резкое сокращение объемов транзита (за 10 мес. на 22,9%). Фактически за последние пять лет объем транзита сократился вдвое. В основном за счет нефти, объемы перевалки которой в украинских портах сократились почти в десять раз.

В последнее время много говорится о том, что утерянные объемы транзита порты могут компенсировать за счет увеличения экспорта зерна. И, хотя в этом году в Украине будет собран рекордный урожай, на показателях морских портов это пока не отразилось. За январь - октябрь было экспортировано 20384,62 тыс. т хлебных грузов, что на 6,2% или почти на 3,5 млн. т меньше чем годом ранее.

При анализе показателей по всем портам вырисовывается любопытная картина. Такие госпредприятия как Одесский МТП и Николаевский МТП уже сложно считать портами, поскольку их показателей грузопереработки вообще нет в отчетности АМПУ, зато есть разбивка по всем операторам, работающим в этих портах. То есть, де-факто реформа в части прихода инвесторов в этих портах произошла еще до принятия закона.

Тревожная ситуация складывается в Керчи. После увольнения два года назад Александра Котовского ситуация в Керченском МТП стала ухудшаться. Давние партнеры порта не поняли логику и подходы новых менеджеров и начали работать по другим вариантам. А после реформы, когда портовые сборы (в частности около 80 млн. грн. в год за проход Керчь-Еникальским каналом) стал получать Керченский филиал АМПУ, КМТП вообще оказался на грани банкротства. По итогам января - октября объем грузопереработки составил 1561,6 тыс. т против 4715,8 тыс. т за тот же период прошлого года, т.е. объемы перевалки сократились в три раза.

Кроме того, Керчь является ярким примером политики по «привлечению транзита». До недавнего времени на якорных стоянках в южной части Керченского пролива осуществлялась рейдовая перевалка около 15 млн. т российских транзитных грузов. Четыре района на якорной стоянке были у КМТП и один у Керченского рыбпорта. За январь-октябрь на рейдовых стоянках теперь уже Керченского филиала АМПУ было переработано всего-навсего 90 тыс. т грузов. При этом к стоянке рыбного порта стоит очередь.

Остается выяснить, кому пришла в голову идея установить портовые сборы для стоянок торгового порта, из-за чего стоимость выросла с $0,3/т (за различные услуги) до $2/т в качестве портовых сборов. Результат налицо. Стоянка Керченского рыбпорта не может принять всех желающих, поэтому рейдовая перевалка российского транзита ушла за 12-мильную зону, где платить вообще ничего не нужно. В итоге, только за июнь - октябрь было потеряно около 3 млн. т российского транзитного только зерна. Финансовые потери составили около $1 млн. при нулевых затратах. По другим грузам данных у нас пока нет.

Впрочем, предлагаем читателям самим ознакомиться со статистикой по номенклатуре и направлениям.

Объемы грузопереработки в морских портах Украины в январе-октябре 2013 г., тыс.т.

Номенклатура

Всего по АМПУ

Порты - госпредприятия

Стивидоры на причалах АМПУ

Стивидоры на соб. причалах

2013

% к 2012

2013

% к 2012

2013

% к 2012

2013

% к 2012

ВСЕГО

117767,93

94,70

44745,37

86,97

38930,23

97,49

34092,33

103,39

Наливные

15598,97

92,98

2123,55

74,45

12062,28

98,87

1413,14

81,99

Нефть

1676,54

42,43

413,18

44,76

1262,76

41,69

0,60

 -

Нефтепродукты

6670,72

116,00

1 503,12

81,57

4567,54

138,50

600,06

98,43

Масло

2889,83

93,45

207,25

239,04

2116,73

96,90

565,85

68,91

Химические

4132,30

114,27

 -

 -

4001,03

113,70

131,27

134,87

Другие

229,58

62,78

 -

 -

114,22

67,07

115,36

59,04

Навалочные

73454,49

93,11

30105,31

86,20

14759,69

90,04

28589,49

103,70

Уголь

10705,74

90,96

6963,70

87,18

1176,90

80,43

2565,14

110,62

Кокс

1394,69

101,46

690,91

110,52

489,90

105,15

213,88

75,42

Руда всякая

27988,72

107,40

13004,03

94,37

2231,78

93,32

12752,91

128,94

Строительные

3953,34

93,86

3415,03

90,21

24,68

1495,8

513,63

121,06

Удобрения

4562,16

68,79

1237,54

56,20

2205,86

77,17

1118,76

71,20

Сахар

314,93

110,08

133,40

91,94

181,53

128,74

- 

 -

Хлебные - всего

21138,06

81,93

2680,86

57,12

7905,57

90,34

10551,63

85,39

из них зерно

15163,29

87,03

2179,84

52,82

7627,86

92,38

5355,59

106,28

другие

3396,85

123,56

1979,84

116,03

543,47

169,69

873,54

120,88

Тарно-штучные

28714,47

100,06

12516,51

91,53

12108,26

106,78

4089,70

111,08

Автотехника

147,54

71,72

138,25

71,26

9,29

79,27

- 

- 

Лесные грузы

559,42

51,16

530,69

59,31

7,85

353,60

20,88

10,63

Черные металлы

17172,79

93,41

9379,83

91,86

4422,42

85,67

3370,54

111,93

в т.ч. чугун

2 556,11

84,46

2269,19

87,38

122,37

40,62

164,55

128,33

- металлопрокат

11820,06

92,80

4642,83

90,53

4077,00

84,83

3100,23

110,62

- лом

333,07

114,95

206,60

131,03

26,61

48,50

99,86

129,35

- другие

2463,55

105,68

2261,21

97,15

196,44

 -

5,90

171,51

Удобрения

90,42

66,84

57,51

77,26

31,44

51,68

1,47

 -

Промтовары в ящиках и кипах

41,95

64,26

30,54

48,40

6,70

720,43

4,71

376,80

Прод. грузы

238,48

99,97

22,92

82,21

74,57

109,69

140,99

98,80

Контейнеры

(TEU)

648449,00

107,55

7438,00

23,39

603886,00

110,46

37125,00

152,03

Авто (шт.)

21928,07

142,51

21928,07

143,54

- 

- 

- 

- 

Другие

1081,00

96,31

868,74

91,30

151,14

139,39

61,12

97,82

Грузопереработка по видам сообщений, тыс. т.

Направление

Всего по АМПУ

Порты - госпредприятия

Стивидоры на причалах АМПУ

Стивидоры на

соб. причалах

2013

% к 2012

2013

% к 2012

2013

% к 2012

2013

% к 2012

Всего

117767,93

94,70

44745,37

86,97

38930,23

97,49

34092,33

103,39

Экспорт

77786,53

97,41

28087,42

90,81

23127,08

101,42

26572,03

101,72

Импорт

15073,50

111,21

3873,46

106,24

4878,17

118,09

6321,87

109,42

Транзит

22495,10

77,08

11165,91

71,14

10721,42

83,21

607,77

100,71

Каботаж

2412,80

136,79

1618,58

137,12

203,56

178,45

590,66

125,86

Грузопереработка по основным номенклатурным позициям (без каботажа), тыс. т.

Номенклатура

Всего

Экспорт

Импорт

Транзит

2013

% к 2012

2013

% к 2012

2013

% к 2012

2013

% к 2012

117767,93

94,70

77786,53

97,41

15073,50

111,21

22495,10

77,08

Нефть

1676,54

42,43

6,48

925,71

240,05

 -

1430,01

36,19

Нефтепродукты

6670,72

116,00

1562,04

205,96

396,31

119,76

4674,05

102,13

Уголь

10705,74

90,96

5238,61

127,71

2701,66

105,65

2739,20

53,66

Руда

27988,72

107,40

18657,27

108,49

5401,75

114,03

3929,70

97,59

Хлебные - всего

21138,06

81,93

20384,62

85,99

-

-

459,35

23,99

из них зерно

15163,29

87,03

14453,50

93,81

-

-

480,49

25,15

Черные металлы

17172,79

93,41

15101,21

96,57

212,83

267,48

1561,48

65,94

Контейнеры

(TEU)

648 449

107,55

279 865

105,52

308 936

109,40

59 589

108,60



Александр Арбузов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua