20.02.2012 :: 17:48
Порты Украины - кадры решают все
Василий Бондарь
Ситуация в морских торговых портах Украины приобретает устойчивую тенденцию к стагнации и ухудшению показателей.
На недавней итоговой пресс-конференции Борис Колесников заявил, что в портах есть небольшие проблемы, но они не носят глобального характера. Подобное заявление наводит на мысль о том, что Бориса Викторовича, приложившего титанические усилия к подготовке страны к Евро-2012, его подчиненные в МИУ, необъективно информируют о реальном положении дел в морской отрасли.
Если же посмотреть на ситуацию за прошедший год, то она характеризуется ухудшением динамики показателей, кадровой чехардой, весьма специфической реформой системы управления и неспособностью Мининфраструктуры эффективно противодействовать произволу контролирующих органов в портах. Итоги работы 18 морских торговых портов таковы: сократили объемы переработки - 8, снизили показатель валового дохода - 7, ухудшили показатели чистой прибыли - 7 (при двух убыточных портах), сократили платежи в бюджет - 6.
В декабре 2010 г. Виктор Янукович подписал указ об админреформе, в котором было предусмотрено создание Госслужбы морского и речного транспорта как центрального органа исполнительной власти. Вскоре были утверждены и типовые положения о министерстве и центральных органах исполнительной власти (госслужбах, госинспекциях, госагентствах). Этим документом было предусмотрено, что госслужбы получают полномочия по управлению объектами государственной собственности, государственному надзору (контролю), предоставлению административных услуг, тогда как министерствам остается регуляторная политика и формирование направлений развития.
Уже в конце января 2011 г. было разработано положение о морской госслужбе, которое было поддержано профильной ассоциацией «Укрпорт» и другими общественными организациями. Желание «моряков» вполне объяснимо - кроме проблем от транспортного ведомства морские госпредприятия мало что имели. Кроме того, год назад была надежда, что в таком статусе «Укрморречфлот» станет более эффективной структурой, наступит, наконец, кадровая стабильность и станут невозможными назначения руководителей, которые до этого имели смутное представление о морской отрасли.
Мининфраструктуры попыталось предложить свой вариант положения об «Укрморечфлоте», в котором ключевые полномочия пыталось оставить за собой. Но этот проект отклонил Минюст, сославшись на то, что он противоречит типовому положению, утвержденному указом президента. Однако в итоге, в апреле 2011 г., не созданная де-факто Госслужба морского и речного транспорта была реорганизована в Госинспекцию по безопасности на морском и речном транспорте («Укрморречинспекция»). А в структуре МИУ был образован департамент госполитики в сфере морского и речного транспорта, фактически с полномочиями обычного министерского главка.
Вскоре, 12 мая 2011 г., было утверждено положение о Мининфраструктуры, в котором транспортное ведомство определяло не только направления развития, но, как и ранее, продолжило заниматься «эффективным использованием госимущества», назначением руководителей госпредприятий, утверждением финпланов и т.п. И пока вице-премьер – министр инфраструктуры Б.Колесников был занят подготовкой к Евро, большинство вопросов в этой сфере решал и решает его первый заместитель Константин Ефименко.
После предоставления МИУ таких полномочий, в портах начались события нехарактерные для кадровой политики при стабильном составе Кабмина. Руководители портов массово менялись и в 2010 г. когда министром был К.Ефименко, но за последние восемь месяцев процесс смены кадров принял небывалые масштабы. Были сменены руководители Бердянского, Скадовского, Одесского, Октябрского, Ильичевского, Белгород-Днестровского, Измаильского и всех пяти крымских портов.
Причем, в Крыму ситуация с начальниками портов вообще уникальная. За последние три месяца из Ялтинского порта в Севастопольский перешел Сергей Тараканов. Из Севастополя в Евпаторию перебрался Игорь Кутафин. Из Евпатории в Керчь Мирослав Халик, а Александр Котовский из Керчи в Ялту. Еще в одном крымском порту - Феодосийском смена руководителя произошла летом прошлого года. Более того, в некоторых украинских портах за прошедшие полгода начальство успело смениться дважды.
Еще одним показательным моментом является попытка уничтожить ассоциацию «Укрпорт», слишком рьяно поддержавшую в прошлом году реформу «Укрморречфлота». Начальникам портов просто дается указание прекращать членство в ассоциации. Впрочем на систему госуправления и кадровую чехарду можно было бы не обращать внимания если бы Мининфраструктуры доказало свою эффективность, хотя бы в вопросе защиты своих предприятий от произвола контролирующих органов.
Так, 7 февраля 2011 г., на сайте МИУ были обнародованы три проекта постановлений КМУ, два из которых касались упрощения процедур оформления контейнеров в портах и одно было посвящено ограничению полномочий экологической службы. Это как раз те самые «небольшие проблемы», из-за которых страдает имидж Украины во всем мире. За прошедший год министерству так и не удалось побороть таможенное лобби и добиться принятия этих документов.
Не удалось решить и проблемы с экологами. Как уже сообщало tbu.com.ua, в январе прошлого года в МИД Украины обратилось Представительства Либерии в Международной морской организации (IMO) по поводу вымогательства украинских экологов в отношении судна Lisbon Trader в Николаеве (терминал «Ника-Тера»). В частности кроме обязательных портовых сборов с капитана судна были незаконно взысканы $3650. Украина до сих пор остается единственной страной в мире, где не выполняются нормы международной конвенции МАРПОЛ и экологи требуют контроля изолированного балласта. Прошел год, но как нам сообщили представители и агенты нескольких судоходных компаний практика подобного вымогательства продолжается до сих пор. А ведь около 95% судов заходящих в порты Украины работают под иностранными флагами.
Впрочем, в ближайшее время в отрасли ожидается еще одно уникальное кадровое решение. По информации наших источников в Мининфраструктуры, ассоциации «Укрпорт» и администрациях ряда портов, новым начальником Херсонского МТП может быть назначен Юрий Развозчик. С апреля 2010 г. по декабрь 2011 г. он возглавлял УДП.
Феномен этого руководителя заключался в том, что системно убыточное УДП показывало при нем пусть небольшую, но чистую прибыль. По итогам 9 месяцев 2011 г. этот показатель составил 2,5 млн. грн. Благодаря этому Ю.Развозчик получал квартальные премии. Но после назначения новым руководителем УДП Александра Долгова оказалось, что по итогам всего прошлого года убыток УДП составил 66,8 млн. грн. Сейчас на предприятии работает комиссия министерского КРУ, которая, скорее всего, выявит много любопытного, но, несмотря на это, Ю.Развозчика планируют «трудоустроить» в Херсонском МТП.
Финансово-экономические показатели работы морских торговых портов в 2011 г.
Порт |
Грузопереработка, тыс.т |
Доходы |
Расходы |
Чистая прибыль |
|
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
Бердянский |
2 197,5 |
2 425,9 |
110,4 |
231 517 |
281 245 |
121,5 |
231 358 |
267 531 |
115,6 |
159 |
13 714 |
ув. в 27 р. |
Б-Днестровский |
1 049,5 |
994,8 |
94,8 |
223 443 |
215 598 |
96,5 |
207 184 |
209 943 |
101,3 |
16 259 |
5 655 |
34,8 |
Евпаторийский |
1 216,2 |
1 793,8 |
147,5 |
24 409 |
35 098 |
143,8 |
24 222 |
32 216 |
133,0 |
187 |
2 882 |
ув. в 15 р. |
Измаильский |
6 633,1 |
4 951,2 |
74,6 |
486 349 |
417 205 |
85,8 |
467 518 |
408 656 |
87,4 |
18 831 |
8 549 |
45,4 |
Ильичевский |
15 053,5 |
13 530,2 |
89,9 |
1 749 234 |
1 587 312 |
90,7 |
1 532 981 |
1 433 279 |
93,5 |
216 253 |
154 033 |
71,2 |
Керченский |
4 859,0 |
6 273,2 |
129,1 |
466 731 |
464 107 |
99,4 |
440 664 |
436 070 |
99,0 |
26 067 |
28 037 |
107,6 |
Мариупольский |
15 934,8 |
15 053,9 |
94,5 |
1 837 188 |
1 824 870 |
99,3 |
1 445 001 |
1 436 304 |
99,4 |
392 187 |
388 566 |
99,1 |
Николаевский |
7 204,4 |
8 629,8 |
119,8 |
400 154 |
409 771 |
102,4 |
333 618 |
339 121 |
101,6 |
66 536 |
70 650 |
106,2 |
Одесский |
24 700,8 |
25 607,5 |
103,7 |
1 752 235 |
1 919 990 |
109,6 |
1 372 268 |
1 504 176 |
109,6 |
379 967 |
415 814 |
109,4 |
Октябрьский |
2 475,1 |
2 425,0 |
98,0 |
369 325 |
333 932 |
90,4 |
323 960 |
287 533 |
88,8 |
45 365 |
46 399 |
102,3 |
Ренийский |
1 587,4 |
1 599,3 |
100,7 |
88 823 |
99 025 |
111,5 |
100 251 |
107 173 |
106,9 |
-11 428 |
-8 148 |
-71,3 |
Севастопольский |
447,9 |
372,2 |
83,1 |
107 272 |
116 461 |
108,6 |
101 264 |
111 626 |
110,2 |
6 008 |
4 835 |
80,5 |
Скадовский |
400,3 |
375,8 |
93,9 |
17 025 |
16 050 |
94,3 |
16 749 |
16 030 |
95,7 |
276 |
20 |
7,2 |
Усть-Дунайский |
28,1 |
27,5 |
97,9 |
5 639 |
8 648 |
153,4 |
5 579 |
8 574 |
153,7 |
60 |
74 |
123,3 |
Феодосийский |
3 180,6 |
3 920,1 |
123,3 |
217 006 |
277 834 |
128,0 |
201 147 |
260 968 |
129,7 |
15 859 |
16 866 |
106,3 |
Херсонский |
2 347,2 |
2 926,2 |
124,7 |
254 555 |
234 674 |
92,2 |
246 172 |
223 267 |
90,7 |
8 383 |
11 407 |
136,1 |
Южный |
18 220,6 |
22 639,1 |
124,3 |
1 999 583 |
2 078 329 |
103,9 |
1 630 746 |
1 677 829 |
102,9 |
368 837 |
400 500 |
108,6 |
Ялтинский |
106,2 |
171,3 |
161,3 |
39 032 |
43 100 |
110,4 |
43 286 |
45 779 |
105,8 |
-4 254 |
-2 679 |
-63,0 |
Всего |
107 642,2 |
113 716,8 |
105,6 |
10269520,0 |
10363249,0 |
100,9 |
8723968,0 |
8806075,0 |
100,9 |
1545552,0 |
1557174,0 |
100,8 |
Порт |
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
Платежи в госбюджет |
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
2010 г. |
2011 г. |
% 11/10 |
Бердянский |
9 135 |
6 311 |
69,1 |
12 817 |
12 319 |
96,1 |
32 939,0 |
38 999,7 |
118,4 |
Б-Днестровский |
9 548 |
9 044 |
94,7 |
5 817 |
13 359 |
229,7 |
29 815,8 |
12 660,8 |
42,5 |
Евпаторийский |
4 792 |
6 580 |
137,3 |
3 974 |
3 321 |
83,6 |
3 589,9 |
5 354,2 |
149,1 |
Измаильский |
15 025 |
19 104 |
127,1 |
31 773 |
25 518 |
80,3 |
57 156,2 |
52 304,5 |
91,5 |
Ильичевский |
144 743 |
252 722 |
174,6 |
101 836 |
119 125 |
117,0 |
273 417,9 |
223 932,7 |
81,9 |
Керченский |
12 941 |
18 355 |
141,8 |
15 758 |
12 987 |
82,4 |
33 183,9 |
33 912,4 |
102,2 |
Мариупольский |
147 096 |
178 325 |
121,2 |
73 663 |
75 542 |
102,6 |
476 397,7 |
439 448,6 |
92,2 |
Николаевский |
21 459 |
29 838 |
139,0 |
35 509 |
33 510 |
94,4 |
68 970,9 |
63 999,7 |
92,8 |
Одесский |
68 484 |
187 120 |
273,2 |
125 573 |
357 095 |
284,4 |
275 125,5 |
326 351,6 |
118,6 |
Октябрьский |
7 898 |
12 672 |
160,4 |
12 133 |
16 354 |
134,8 |
68 454,5 |
58 075,9 |
84,8 |
Ренийский |
6 591 |
4 748 |
72,0 |
2 877 |
6 258 |
217,5 |
2 806,7 |
3 819,3 |
136,1 |
Севастопольский |
3 531 |
3 541 |
100,3 |
4 177 |
3 095 |
74,1 |
8 048,0 |
9 716,3 |
120,7 |
Скадовский |
691 |
843 |
122,0 |
7 324 |
11 242 |
153,5 |
1 368,8 |
1 443,4 |
105,5 |
Усть-Дунайский |
3 092 |
2 794 |
90,4 |
5 493 |
4 698 |
85,5 |
158,4 |
941,2 |
594,2 |
Феодосийский |
6 130 |
10 738 |
175,2 |
3 940 |
5 667 |
143,8 |
23 977,0 |
26 825,8 |
111,9 |
Херсонский |
9 406 |
12 720 |
135,2 |
12 879 |
7 750 |
60,2 |
24 202,4 |
22 681,0 |
93,7 |
Южный |
64 599 |
88 078 |
136,3 |
114 459 |
159 806 |
139,6 |
344 964,8 |
334 665,7 |
97,0 |
Ялтинский |
1 644 |
3 324 |
202,2 |
10 059 |
11 503 |
114,4 |
4 158,5 |
2 003,5 |
48,2 |
Всего |
536 805,0 |
846 857,0 |
157,8 |
580 061,0 |
879 149,0 |
151,6 |
1 728 735,9 |
1 657 136,3 |
95,9 | |