08.06.2011 :: 16:43
«Круговорот судов в природе»
Валерий Войниченко
Мировой портфель заказов на суда торгового флота по состоянию на 1 мая 2011 г. составлял почти 6 тыс. судов суммарным дедвейтом 409,1 млн. т. При этом 58,7% дедвейта заказанного флота занимали балкера, что составляет 45,6% мощностей существующего флота.
Мировой портфель заказов по типам транспортного флота по состоянию на 1 мая 2011 г.
|
Тип тоннажа |
Количество судов, ед. |
Суммарный дедвейт, т |
Удельный вес по дедвейту, % |
|
Сухогрузы (универсальные и рефрижераторы) |
942 |
11599272 |
2,84 |
|
Контейнеровозы |
592 |
46348462 |
11,33 |
|
Танкеры |
1346 |
108569631 |
26,54 |
|
Балкеры |
2855 |
240181347 |
58,71 |
|
Суда Ро-Ро |
177 |
2391998 |
0,58 |
|
Итого |
5912 |
409090710 |
100,00 |
Источник: Fairplay
По данным Drewry Shipping Consaltants в настоящее время в мировом портфеле заказов находится 470 многоцелевых сухогрузных судов, что эквивалентно 24% мощности существующего флота. При этом из общего числа заказанных многоцелевых судов около 100 ед. приспособлены для перевозки тяжеловесных грузов, что свидетельствует об определенном интересе к данному сегменту перевозок. Брокеры отмечают, что, несмотря на далеко не лучшие времена, переживаемые сухогрузным рынком, за последние два с половиной месяца тайм-чартерные ставки на многоцелевые суда дедвейтом 12800 т, обслуживающие направление Ближний Восток - Индия и обратно, выросли с $8500 до $10000 в сутки.
Распределение мирового портфеля заказов на новострой по странам-производителям показывает, что на верфи Китая приходится 172,4 млн. т дедвейта или 42,1%, Южной Кореи - 133,5 млн. т дедвейта или 32,6% и Японии - 72,4 млн. т дедвейта или 17,7%. То есть на все оставшиеся страны вместе взятые приходится всего 7,6% заказов на новострой по дедвейту.
Доминирующее положение судостроительных верфей Китая обеспечили заказы на балкера и универсальные сухогрузы, в то время как костяк заказов южнокорейских верфей составили контейнеровозы и танкера-газовозы. Япония же лидирует по числу заказанных судов Ро-Ро.
Распределение мирового портфеля заказов по странам-производителям на 1 мая 2011 г.
|
Страна-производитель |
Всего заказов |
В т.ч. балкера |
Удельный вес по дедвейту, % |
|
кол-во, ед. |
дедвейт, т |
кол-во, ед. |
дедвейт, т |
|
Китай |
2590 |
172369870 |
441 |
6996145 |
42,14 |
|
Южная Корея |
1259 |
133498136 |
35 |
1584150 |
32,63 |
|
Япония |
1026 |
72362088 |
65 |
748275 |
17,69 |
|
Филиппины |
97 |
11118022 |
1 |
4400 |
2,72 |
|
Вьетнам |
217 |
3734746 |
114 |
552933 |
0,91 |
|
Бразилия |
50 |
3673292 |
1 |
10900 |
0,90 |
|
Индия |
117 |
3448194 |
31 |
207724 |
0,84 |
|
Тайвань |
38 |
2421780 |
2 |
17000 |
0,59 |
|
Румыния |
32 |
1208107 |
13 |
48447 |
0,30 |
|
Турция |
108 |
948513 |
21 |
144275 |
0,23 |
|
Хорватия |
17 |
642940 |
2 |
10400 |
0,16 |
|
Россия |
64 |
500720 |
32 |
197526 |
0,12 |
|
Германия |
28 |
354638 |
11 |
118800 |
0,09 |
|
Голландия |
35 |
263408 |
35 |
263408 |
0,06 |
|
Польша |
18 |
115410 |
14 |
57560 |
0,03 |
|
Украина |
20 |
100067 |
20 |
100067 |
0,02 |
|
Испания |
6 |
50680 |
3 |
20080 |
0,01 |
|
Остальные страны |
190 |
2280099 |
101 |
517182 |
0,56 |
|
Всего |
5912 |
409090710 |
942 |
11599272 |
100,00 |
Источник: Solutions
Аналитики полагают, что в 2011-2013 гг. новые заказы на балкерный новострой составят 308 млн. т дедвейта или 55,2% существующего флота. Поскольку не менее 60% этих заказов придется на КНР, то его лидирующее положение на судостроительном рынке сохранится, как минимум, по 2015 г. включительно. В настоящее время Китай располагает более чем 2 тыс. судостроительными верфями, из которых около 200 способны осуществлять экспортные поставки тоннажа.
При этом, для южнокорейских верфей, на этот период, прогнозируется стагнация, для японских и европейских - сокращение, а для индийских, вьетнамских и индонезийских - рост объема заказов.
Но, есть и другая точка отсчета. Рассматривая заказы на новострой, размещенные на верфях за 4 месяца 2011 г. в стоимостном выражении, следует отметить, что на балкера и обычные танкера приходится всего 11%, в то время 89% от $34 млрд. заказов приходится на суда для перевозки LNG, контейнеровозы и суда оффшоры. Ожидается, что до конца 2011 г., при тех же темпах размещения заказов, в новострой будет инвестировано $100 млрд.
Несмотря на количественное превосходство китайских верфей в стоимостном выражении, именно южнокорейские производители станут лидерами по объему заказов на новые суда в 2011 г. в стоимостном выражении. В течение первых 4 месяцев 2011 г. три крупнейшие корейские судостроительные компании - Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering и Samsung Heavy Industries получили заказы на общую сумму $21,7 млрд. Объем заказов на новые суда на верфях КНР за тот же период составил $5,2 млрд. Это объясняется, тем обстоятельством, что среди заказов на китайских верфях преобладают относительно простые в постройке балкера, а на южнокорейских основу заказов составляют высокотехнологичные и дорогостоящие суда-оффшоры, танкера LNG, а также крупнотоннажные контейнеровозы.
Объем поставок нового тоннажа в 2009-2012 гг.
|
Годы |
Объемы поставок, млн. т дедвейта |
|
2009 (факт.) |
130,0 |
|
2010 (факт.) |
160,0 |
|
2011 (прогноз) |
163,0 |
|
2012 (прогноз) |
157,0 |
Источник: IHS Fairplay
Однако, в последнее время низкий уровень фрахтовых ставок и высокие цены на судовой металл, стимулируют судовладельцев ускоренно расставаться со старыми судами. И, в первую очередь, это относится к балкерам кейпсайз и панамакс, продажи которых на скрап за первые 5 месяцев 2011 г. в 2 и 3,5 раза соответственно превысили объемы разделки за весь 2010 г.
Сравнительные данные о разделке балкеров на слом в 2000 - 2010 гг.
|
Годы |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, т |
|
2000 |
281 |
7362791 |
|
2001 |
417 |
11755937 |
|
2002 |
270 |
8683149 |
|
2003 |
219 |
5732642 |
|
2004 |
79 |
1518916 |
|
2005 |
38 |
1155508 |
|
2006 |
117 |
2821500 |
|
2007 |
47 |
649749 |
|
2008 |
124 |
5330044 |
|
2009 |
407 |
12473344 |
|
2010 |
258 |
7399207 |
|
В среднем за 2000-2011 |
205 |
5898435 |
|
2011 |
233 |
11828457 |
Источник: Allied
Сравнительные данные о разделке балкеров на скрап в 2010–2011 гг. *
|
Типоразмер |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, т |
|
2010 |
2011* |
2010 |
2011* |
|
1. Минибалкеры (до 9999 т) |
70 |
31 |
390417 |
167651 |
|
2. Хендисайзы (10000 - 39999 т) |
153 |
112 |
3193251 |
2430629 |
|
3. Хендимаксы (40000 - 59999 т) |
6 |
21 |
285010 |
970764 |
|
4. Панамаксы (60000 - 79999 т) |
8 |
29 |
577053 |
1967740 |
|
5. Кейпсайзы (свыше 80000 т) |
21 |
40 |
2953476 |
6291673 |
|
Всего |
258 |
7399207 |
233 |
11828457 |
* январь - май
Источник: Allied
К концу мая средние цены на разделку сухогрузного тоннажа колебались в пределах от $445 за ldt в Китае до $490 - 500 за ldt - в Индии, Пакистане и Бангладеш. При этом брокеры отмечают, что в третьей декаде мая под влиянием насыщенного спроса, а также прихода периода муссонных дождей, судоразделочные верфи индийского субконтинента снизили свои закупочные цены на $10-15 за ldt по сравнению с началом месяца. Но, поскольку мировые цены на сталь все еще остаются высокими, это снижение следует рассматривать как сезонный фактор, а не как долгосрочный тренд развития рынка судового металлолома. В то же время по данным Global Marketing System, являющейся одним из крупнейших игроков данного рынка, в настоящее время многие судоразделочные верфи подошли практически к полной загрузке своих мощностей.
Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в конце мая 2011 г.
|
Тип тоннажа |
Легкий вес, т |
Цена по регионам разделки, $/LDT |
|
Индийский субконтинент |
Китай |
|
Танкеры для сырой нефти |
15000-25000 |
463,33 |
525,42 |
|
Танкеры-продуктовозы |
6000-10000 |
456,67 |
522,92 |
|
Балкеры |
7000-12000 |
448,67 |
507,08 |
Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)
Аналитики полагают, что в связи с начавшимся периодом муссонов и практически полной загрузкой судоразделочных верфей Индии и Бангладеш, серьезно активизируются верфи Китая. Хотя в КНР стоимость на $50 за ldt меньше, но имеются резервы мощностей не подверженные влиянию погодного фактора. Заметно активнее стали и турецкие верфи, предлагающие $333 за ldt с поставкой судов на разделку в Альяге.
Таким образом, имеет место «круговорот судов в природе» - сначала китайские, турецкие, индийские и т.д. верфи строят суда, а затем их успешно разделывают.[AT] |