«Круговорот судов в природе»

Мировой портфель заказов на суда торгового флота по состоянию на 1 мая 2011 г. составлял почти 6 тыс. судов суммарным дедвейтом 409,1 млн. т. При этом 58,7% дедвейта заказанного флота занимали балкера, что составляет 45,6% мощностей существующего флота.

Мировой портфель заказов по типам транспортного флота по состоянию на 1 мая 2011 г.

Тип тоннажа

Количество судов, ед.

Суммарный дедвейт, т

Удельный вес по дедвейту, %

Сухогрузы (универсальные и рефрижераторы)

942

11599272

2,84

Контейнеровозы

592

46348462

11,33

Танкеры

1346

108569631

26,54

Балкеры

2855

240181347

58,71

Суда Ро-Ро

177

2391998

0,58

Итого

5912

409090710

100,00

Источник: Fairplay

По данным Drewry Shipping Consaltants в настоящее время в мировом портфеле заказов находится 470 многоцелевых сухогрузных судов, что эквивалентно 24% мощности существующего флота. При этом из общего числа заказанных многоцелевых судов около 100 ед. приспособлены для перевозки тяжеловесных грузов, что свидетельствует об определенном интересе к данному сегменту перевозок. Брокеры отмечают, что, несмотря на далеко не лучшие времена, переживаемые сухогрузным рынком, за последние два с половиной месяца тайм-чартерные ставки на многоцелевые суда дедвейтом 12800 т, обслуживающие направление Ближний Восток - Индия и обратно, выросли с $8500 до $10000 в сутки.

Распределение мирового портфеля заказов на новострой по странам-производителям показывает, что на верфи Китая приходится 172,4 млн. т дедвейта или 42,1%, Южной Кореи - 133,5 млн. т дедвейта или 32,6% и Японии - 72,4 млн. т дедвейта или 17,7%. То есть на все оставшиеся страны вместе взятые приходится всего 7,6% заказов на новострой по дедвейту.

Доминирующее положение судостроительных верфей Китая обеспечили заказы на балкера и универсальные сухогрузы, в то время как костяк заказов южнокорейских верфей составили контейнеровозы и танкера-газовозы. Япония же лидирует по числу заказанных судов Ро-Ро.

Распределение мирового портфеля заказов по странам-производителям на 1 мая 2011 г.

Страна-производитель

Всего заказов

В т.ч. балкера

Удельный вес по дедвейту, %

кол-во, ед.

дедвейт, т

кол-во, ед.

дедвейт, т

Китай

2590

172369870

441

6996145

42,14

Южная Корея

1259

133498136

35

1584150

32,63

Япония

1026

72362088

65

748275

17,69

Филиппины

97

11118022

1

4400

2,72

Вьетнам

217

3734746

114

552933

0,91

Бразилия

50

3673292

1

10900

0,90

Индия

117

3448194

31

207724

0,84

Тайвань

38

2421780

2

17000

0,59

Румыния

32

1208107

13

48447

0,30

Турция

108

948513

21

144275

0,23

Хорватия

17

642940

2

10400

0,16

Россия

64

500720

32

197526

0,12

Германия

28

354638

11

118800

0,09

Голландия

35

263408

35

263408

0,06

Польша

18

115410

14

57560

0,03

Украина

20

100067

20

100067

0,02

Испания

6

50680

3

20080

0,01

Остальные страны

190

2280099

101

517182

0,56

Всего

5912

409090710

942

11599272

100,00

Источник: Solutions

Аналитики полагают, что в 2011-2013 гг. новые заказы на балкерный новострой составят 308 млн. т дедвейта или 55,2% существующего флота. Поскольку не менее 60% этих заказов придется на КНР, то его лидирующее положение на судостроительном рынке сохранится, как минимум, по 2015 г. включительно. В настоящее время Китай располагает более чем 2 тыс. судостроительными верфями, из которых около 200 способны осуществлять экспортные поставки тоннажа.

При этом, для южнокорейских верфей, на этот период, прогнозируется стагнация, для японских и европейских - сокращение, а для индийских, вьетнамских и индонезийских - рост объема заказов.

Но, есть и другая точка отсчета. Рассматривая заказы на новострой, размещенные на верфях за 4 месяца 2011 г. в стоимостном выражении, следует отметить, что на балкера и обычные танкера приходится всего 11%, в то время 89% от $34 млрд. заказов приходится на суда для перевозки LNG, контейнеровозы и суда оффшоры. Ожидается, что до конца 2011 г., при тех же темпах размещения заказов, в новострой будет инвестировано $100 млрд.

Несмотря на количественное превосходство китайских верфей в стоимостном выражении, именно южнокорейские производители станут лидерами по объему заказов на новые суда в 2011 г. в стоимостном выражении. В течение первых 4 месяцев 2011 г. три крупнейшие корейские судостроительные компании - Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering и Samsung Heavy Industries получили заказы на общую сумму $21,7 млрд. Объем заказов на новые суда на верфях КНР за тот же период составил $5,2 млрд. Это объясняется, тем обстоятельством, что среди заказов на китайских верфях преобладают относительно простые в постройке балкера, а на южнокорейских основу заказов составляют высокотехнологичные и дорогостоящие суда-оффшоры, танкера LNG, а также крупнотоннажные контейнеровозы.

Объем поставок нового тоннажа в 2009-2012 гг.

Годы

Объемы поставок, млн. т дедвейта

2009 (факт.)

130,0

2010 (факт.)

160,0

2011 (прогноз)

163,0

2012 (прогноз)

157,0

Источник: IHS Fairplay

Однако, в последнее время низкий уровень фрахтовых ставок и высокие цены на судовой металл, стимулируют судовладельцев ускоренно расставаться со старыми судами. И, в первую очередь, это относится к балкерам кейпсайз и панамакс, продажи которых на скрап за первые 5 месяцев 2011 г. в 2 и 3,5 раза соответственно превысили объемы разделки за весь 2010 г.

Сравнительные данные о разделке балкеров на слом в 2000 - 2010 гг.

Годы

Количество судов, ед.

Дедвейт, т

2000

281

7362791

2001

417

11755937

2002

270

8683149

2003

219

5732642

2004

79

1518916

2005

38

1155508

2006

117

2821500

2007

47

649749

2008

124

5330044

2009

407

12473344

2010

258

7399207

В среднем за 2000-2011

205

5898435

2011

233

11828457

Источник: Allied

Сравнительные данные о разделке балкеров на скрап в 2010–2011 гг. *

Типоразмер

Количество судов, ед.

Дедвейт, т

2010

2011*

2010

2011*

1. Минибалкеры (до 9999 т)

70

31

390417

167651

2. Хендисайзы (10000 - 39999 т)

153

112

3193251

2430629

3. Хендимаксы (40000 - 59999 т)

6

21

285010

970764

4. Панамаксы (60000 - 79999 т)

8

29

577053

1967740

5. Кейпсайзы (свыше 80000 т)

21

40

2953476

6291673

Всего

258

7399207

233

11828457

* январь - май

Источник: Allied

К концу мая средние цены на разделку сухогрузного тоннажа колебались в пределах от $445 за ldt в Китае до $490 - 500 за ldt - в Индии, Пакистане и Бангладеш. При этом брокеры отмечают, что в третьей декаде мая под влиянием насыщенного спроса, а также прихода периода муссонных дождей, судоразделочные верфи индийского субконтинента снизили свои закупочные цены на $10-15 за ldt по сравнению с началом месяца. Но, поскольку мировые цены на сталь все еще остаются высокими, это снижение следует рассматривать как сезонный фактор, а не как долгосрочный тренд развития рынка судового металлолома. В то же время по данным Global Marketing System, являющейся одним из крупнейших игроков данного рынка, в настоящее время многие судоразделочные верфи подошли практически к полной загрузке своих мощностей.

Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в конце мая 2011 г.

Тип тоннажа

Легкий вес, т

Цена по регионам разделки, $/LDT

Индийский субконтинент

Китай

Танкеры для сырой нефти

15000-25000

463,33

525,42

Танкеры-продуктовозы

6000-10000

456,67

522,92

Балкеры

7000-12000

448,67

507,08

Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)

Аналитики полагают, что в связи с начавшимся периодом муссонов и практически полной загрузкой судоразделочных верфей Индии и Бангладеш, серьезно активизируются верфи Китая. Хотя в КНР стоимость на $50 за ldt меньше, но имеются резервы мощностей не подверженные влиянию погодного фактора. Заметно активнее стали и турецкие верфи, предлагающие $333 за ldt с поставкой судов на разделку в Альяге.

Таким образом, имеет место «круговорот судов в природе» - сначала китайские, турецкие, индийские и т.д. верфи строят суда, а затем их успешно разделывают.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua