07.08.2013 :: 15:49
Керченский пролив: ноу-хау от «экологов»
Владислав Ивченко
Украинские экологи продолжают изобретать новые, «относительно честные», способы отъема денег.
В конце июля Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция (ГАЧЭИ) направила обращение в Керченский рыбный порт, Совмин, прокуратуру и таможню Крыма. Чиновники от экологии настаивают на «прекращении нелегитимной деятельности на рейде порта путем расторжения договоров с субъектами хозяйствования, которые не имеют для этого необходимый пакет разрешительных документов, отказе в постановке судов под проведение перегрузочных операций, или принятия других мер, которые, делают невозможными проведение вышеуказанных работ» (здесь и далее максимально возможный адекватный перевод - ред.).
Отметим, что это пожелание противоречит вступившим в силу с 20 июля 2013 г. изменениям в закон «Об административном судопроизводстве» (добавлена ст.183), согласно которому орган контроля (в нашем случае экоинспекция) должны уже на следующий день после фиксации правонарушения обратиться в суд. Кстати, незнание этого положения прекрасно характеризует уровень квалификации юристов ГАЧЭИ.
Кроме того, в морской отрасли хорошо знают, что представляет из себя и во сколько обходится этот «пакет документов», часть из которых природоохранное ведомство утверждает само, вопреки международным конвенциям и законам Украины. В сегодняшних реалиях понятие «пакет документов» можно еще понимать как «доллар с тонны».
Казалось бы, украинские чиновники за годы Независимости уже переняли все коррупционные наработки мировой цивилизации и создали немало собственных. Однако, данная инициатива ГАЧЭИ отличается новизной и смелостью, поскольку, далеко не каждый чиновник в наше время может заявить, что возглавляемая им структура, в сговоре с другими органами, власти 20 лет не соблюдала законы и способствовала нанесению ущерба своей стране.
Но, что же в действительности сегодня происходит в Керченском проливе? На рейде в украинской части пролива ежегодно перерабатывается около 15 млн. т грузов. Из которых 95% это российские грузы, доставленные из портов Волги, Дона и Каспия судами «река-море», с последующей перевалкой на морские крупнотоннажные суда. Перевалка на рейде осуществляется в режиме закрытой границы. Таможенное оформление производится в портах погрузки, а крупнотоннажным судам, прибывшим под погрузку нет необходимости открывать границу.
Стоит отметить, что за последние 15 лет не было ни одного серьезного происшествия при рейдовой перевалке «борт-борт» с нанесением вреда окружающей среде. Однако, по утверждению главы ГАЧЭИ Олега Медведева, порт не несет ответственность за организацию и проведение перегрузочных работ на рейде. Оказывается, порт должен согласовывать постановку судов-накопителей не только с пограничной, но и с экологической службой.
Кроме того, исполнитель работ (нерезидент Украины) должен проводить перегрузку «в строгом соответствии с условиями согласований с органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины». И далее: «В настоящее время указанная перегрузочная деятельность осуществляется без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти документов разрешительного характера (Разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Разрешений на размещение отходов и Лимита на образование и размещение отходов, Оценок влияния на окружающую природную среду, выводов государственной экологической экспертизы), и согласованных технологий перегрузки, наличие которых предусмотрено действующим природоохранным законодательством Украины».
Что касается выбросов в атмосферу - это действительно новинка. Ведь сначала можно получить полномочия по выдаче таких разрешений для судов, работающих на рейде. Затем для всех 20 тыс. судов ежегодно проходящих транзитом через Керченский пролив. А в перспективе выдавать такие разрешения и для маломерных судов вплоть до гидроциклов.
Впрочем, не обошлось и без «классики жанра». Так, О.Медведев считает, что «сброс изолированного балласта судами на рейде порта осуществляется без контроля со стороны Инспекции; в соответствии с ПКМУ №431 сброс возможен только после получения соответствующего разрешения от Инспекции на основании данных лабораторного анализа по установлению состава загрязняющих веществ в балластных водах».
Кроме того, О.Медведев берет на себя смелость признать, что с начала 1990-х гг. в Керченском проливе не соблюдаются законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей природной среды», «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», «Об отходах», «Об экологической экспертизе», «О страховании», Кодекс торгового мореплавания и Водный кодекс Украины. Осталось только найти и наказать виновных…
На самом же деле этот документ является дезинформацией или попросту - липой. В Керчи договоры между портами и клиентами (нерезидентами Украины) заключаются в соответствии с законодательством. Они не являются документами природоохранного законодательства, не согласовываются и не контролируются экологами. А нерезиденты не могут вести хозяйственную деятельность в Украине, тем более получать разрешения и согласования экологов.
Портами получены все необходимые документы разрешительного характера для осуществления грузовых работ. Технология перегрузки соответствует ОВОС, перегрузочные комплексы могут устанавливаться на любом якорном месте, т.е. вопрос о постановке судов на рейде с экологами уже давно согласован.
Портами проводится экологический мониторинг, выполняются условия разрешений, ведется установленная законодательством отчетность и оплачивается экологический налог, выполняются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую природную среду от процесса перегрузки, как на рейде, так и в порту. Все суда участвующие в грузовых операциях освидетельствованы в соответствии с международными конвенциями, имеют действующие документы регистра и соответствуют требованиям МАРПОЛ 73/78. Страхование судов производится на основании Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC).
При этом, договоры на проведение хозяйственной деятельности заключены между двумя сторонами - портом и клиентом. Инспекция такой стороной не является и поэтому настаивать на разрыве заключенных договоров не может, так как это противоречит условиям договоров, национальному и международному законодательству.
Более того, Керченский рыбный порт ранее предлагал ГАЧЭИ направлять инспекторов на суда, работающие на рейде, но ответа так и не получил. Видимо, потому, что как таковая не предусмотрена процедура круглосуточного нахождения госинспекторов на судах с закрытой границей.
По сути, налицо попытка реализации очередной «разрешительно-согласовательной» коррупционной схемы. Хотя умысел еще не является преступлением, но, пусть небольшой, ущерб государству этим письмом О.Медведев уже нанес. Для изучения «инициативы» экологов неизбежно будут проводиться совещания, тратиться деньги на командировки, отвлекаться от более насущных дел специалисты.
Впрочем, если эта инициатива будет реализована, то потери уже будут исчисляться десятками миллионов долларов. Перенос на рейд «прибрежных» методов «защиты природы» неизбежно приведет к потере российских транзитных грузов.
И, наконец, о произволе экологов в портах Украины уже знает весь мир, поэтому в Керченском проливе возможны, например, такие варианты: грузовые операции могут быть перенесены на якорные стоянки в российской части пролива или за пределы 12-мильной зоны вне юрисдикции Украины. В крайнем случае (более затратном) - в черноморские порты РФ. Утрата даже половины этого грузопотока приведет к ежегодным потерям для Украины в размере около $35-40 млн. |