Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Машиностроение
11.08.2008 :: 18:26
Большой блеф или моторостроение в РФ
Наталья Печорина

В двадцатых числах июля премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о необходимости избавиться от иностранной зависимости в ряде критических областей, в т.ч. в оборонной индустрии. Некоторые наблюдатели предположили, что наиболее влиятельный российский политик подразумевал продукцию украинской «оборонки». Украинские самолеты и двигатели в очередной раз стали заложниками торга двух бывших когда-то братскими славянских народов по архиважным вопросам возможного вступления Украины в НАТО и вечного газового спора.

Планы РФ развернуть собственное производство вертолетных и судовых двигателей, моторов для учебно-тренировочных самолетов, региональных авиалайнеров вызывают в Украине традиционно нервную реакцию. В ответ на угрозы Москвы приводятся, конечно, правильные аргументы: дескать, если сама Россия охотно развивает со странами НАТО военное и военно-техническое сотрудничество, так почему же еще далекие пока планы киевской элиты вызывают такую нервную реакцию Кремля?

Справедливо говорится и о том, что наиболее пострадавшими от санкций Москвы будут как раз самые пророссийские регионы Украины, где из-за близоруких действий российских бюрократов могут возникнуть антирусские настроения. И самое главное, курс на отказ от закупок украинской техники диктуется не соображениями высокой политики, а действиями конкурентов, в совершенстве освоивших методы промышленного лоббизма.

Разговоры о замене украинской продукции на российскую ведутся Москвой уже не первый год. Однако под громкие заявления «потешных» главкомов ВВС РФ и их незадачливых преемников о планах по импортозамещению украинской продукции, россияне продолжают исправно покупать и запорожские вертолетные двигатели, и николаевские корабельные турбины. Как это ни парадоксально звучит, но Украине не стоит опасаться угроз о замене ее продукции на российскую. Несмотря на потоки нефтедолларов, у наших соседей нет ни политической воли, ни менеджеров для создания с нуля новых производств. Вся энергия российской элиты, так или иначе связанной с промышленностью, уходит в бесконечный пиар и суетливую возню вокруг бюджетной кормушки.

Поэтому двигателестроение РФ пребывает в глубочайшем кризисе. Лучшее по своему техническому оснащению предприятие - московский завод «Салют», уже более года не имеет заказов. Потратив огромные средства на закупку новейших и сложнейших станков, «Салют» теперь не может загрузить это высокотехнологичное оборудование работой. Задолженность предприятия, по некоторым данным, составляет почти $1 млрд. и для ее погашения нужно продать от 800 до 1000 двигателей. Сам завод расположен в Москве со всеми вытекающими последствиями для экологии города и экономики самого предприятия. Дорогая земля, дорогая рабочая сила, дефицит электроэнергии и тепла - даже будь у «Салюта» достаточно заказов, вряд ли его будущее было безоблачным. А уж после того как китайцы скопировали гордость российского (хотя на самом деле - советского) двигателестроения - двигатель АЛ-31Ф - предсказать судьбу завода совсем несложно. В ближайшие год-два его директор Юрий Елисеев, вероятно, лишится своего поста, территория завода будет отдана под коммерческую и жилую застройку, а производство, якобы, будет перенесено в Омск и Уфу.

Другой «флагман» российского моторостроения, корпорация «Сатурн», уже более восьми лет без видимых результатов пытается скопировать николаевские корабельные газотурбинные установки. Несмотря на бюджетные вливания в «Сатурн», все это время корабли российской постройки по-прежнему оснащаются украинскими ГТУ.

Рыбинские моторостроители торжественно отчитались о запуске в серийное производство короткоресурсных двигателей для авиационных ракет класса «воздух-земля». Только вот производители ракет из Королева, как и раньше, предпочитают покупать подобные двигатели в Запорожье. Наверное, дело в том, что «Мотор Сич» продает свои изделия дешевле и производит их с лучшим качеством. Не заметны пока и успехи на поприще создания двигателя АЛ-55И тягой в 2 т для учебно-тренировочных самолетов, разработку которого финансируют индийцы.

Справедливости ради надо отметить, что из всех российских компаний только «Сатурн» имел долгосрочную стратегию развития и разработал перспективный производственный ряд. Только эта компания создала совместно с французами относительно новый двигатель SaM-146 для региональных самолетов. Правда, этот «современный» мотор не имеет никаких преимуществ по сравнению с «устаревшим» украинским Д-436, а российское участие в этом агрегате сводится к производству вентилятора.

Но проект SaM-146 - это, видимо, максимум того, на что способна промышленность РФ в организационном, конструкторском и производственном плане. Впрочем, все это уже не имеет большого значения, потому что «высочайшим повелением» «Сатурну» и его ближайшему партнеру Уфимскому объединению уготована национализация госкомпанией «Оборонпром». А как эта компания «рулит» промышленностью, не понаслышке знают на Казанском и Улан-Удинском вертолетных заводах. Вместо ожидаемых инвестиций и привлечения административного ресурса «Оборонпром» стал просто еще одной посреднической прокладкой, которая несет заводам только дополнительные издержки.

Производитель вертолетных двигателей, ОАО «Климов», тоже далек от процветания. Предприятие «по уши» в корпоративных конфликтах, ОАК от них отказалась, а объединенная двигателестроительная корпорация еще не создана. Приходится «прозябать» в ничейном положении, и даже визит российского президента на завод не изменил ситуацию.

Если даже лучшие российские компании находятся в такой критической ситуации, то что уж говорить об аутсайдерах отрасли - «самарском кусте» и «пермском узле». В Самаре с одобрения «Оборонпрома» раскручивается пиар вокруг двигателя НК-93. Пермь с огромным трудом налаживает серийное производство устаревшего двигателя 25-летней давности ПС-90.

Не должны вызывать беспокойство и планы россиян по развертыванию производства вертолетных двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 на Московском машиностроительном предприятии (ММП) им. Чернышева. Завод имеет стандартный набор проблем всякого московского предприятия: нехватку и дороговизну рабочих, постоянную угрозу ликвидации завода под проекты жилищного строительства, нарастающий дефицит электроэнергии и тепла. Но эти традиционные трудности усугубляются некомпетентным управлением. Можно ли говорить о производстве новых изделий, если завод им. Чернышева не в состоянии наладить серийное производство даже отработанных советских двигателей РД-33 и их модификаций? Завод до сих пор не поставил в КНР ни одного мотора РД-93 для китайско-пакистанского истребителя FC-1, что, вероятно, подтолкнет китайцев ускорить создание собственного аналога.

«Со скрипом» ведется разработка усовершенствованного двигателя для палубных истребителей МиГ-29К. Похоже, что в этом году «Чернышев» не сможет произвести ни одного «оморяченного» РД-33МК, и первые МиГ-29КУБ уйдут в Индию со стандартными РД-33. Впрочем, и с обычными моторами РД-33 возникли проблемы: похоже, заказчиков не удовлетворяет качество РД-33 третьей серии сборки ММП им. Чернышева.

Вся оборонная промышленность РФ, сидящая на игле экспортных заказов, с трудом переживает падение курса доллара, которое больно бьет по финансовому состоянию машиностроителей. И потенциальный конкурент «Мотор Сич» на рынке вертолетных двигателей не является исключением. Только за 2007 г. задолженность ММП им. Чернышева выросла в два раза - с полутора до трех миллиардов рублей - а за один лишь год убытки предприятия составили 650 млн. руб. Вообще же будущий гонитель украинских моторов с мирового и российского рынка за последние семь лет лишь однажды, в 2006 г., показал прибыль. Еще один удар по финансам завода нанес Алжир, который разорвал контракт на поставку 34 МиГ-29, оснащенных двигателями производства ММП. Из-за этого предприятие потеряло платежеспособный спрос примерно на 80-100 моторов. Известно, что российские ВВС, которые собираются забрать алжирский неликвид, платят не столь щедро, как алжирцы. На предприятии начались увольнения персонала, растут задержки по выплате заработной плате. И о каком новом производстве двигателей к 2010 г. можно мечтать?

По мнению руководителя «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, даже если попытаться распределить выполняемую запорожским предприятием работу между несколькими российскими авиазаводами - толку не будет. «У вас, уж извините за прямоту - не осталось надежных кадров, способных работать не только ради денег, осуществляя техническое сопровождение каждого изготовленного двигателя в любой точке земного шара. Когда о людях престают заботиться, они отвечают производству тем же. А у себя в Запорожье мы сохранили в неприкосновенности практически всю «социалку», собственные ПТУ и технический университет», - заявил он в одном из недавних интервью.

Поэтому, обнадеженные потоком нефтедолларов, наши соседи никак не могут признать тот простой факт, что РФ фактически потеряла двигателестроение. В Москве любят хвалиться, что Россия-де стала пятой или шестой экономикой мира. Но эта могучая экономика не в состоянии ни запустить новые индустриальные проекты, ни даже просто воспроизвести серийное производство по советским лекалам. Все бутафорские мегапроекты вроде создания среднего транспортного самолета МТА, легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, возобновления производства транспортного гиганта Ан-124 в Ульяновске и грузовика Ил-76 в Воронеже и, наконец, прожекты о налаживании производства вертолетных двигателей на поверку являются блефом.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
КОММЕНТАРИИ
Москвич  17.08.2008

Спасибо, интересная статья.
as  19.08.2008

Может и правда, но только описание одной стороны медали. Для честного анализа не хватает второй… где есть достижения, как бы этого не хотелось врагам России.
Много таких статей было, и что Россия не сегодня-завтра развалится…
Но что-то, всётаки, не то…
Живет Россия и даже самолёты летают…
Москвичка  19.08.2008

Ну и что? А зато у нас песни хорошие!..
ms  19.08.2008

For as: Статья не про всю Россию, а про ряд конкретных предприятий. Да и автора вряд ли к врагам можно отнести - конструктивная критика только на пользу. Кстати, и Россия живет, и самолеты летают, да только все больше - американские и европейские, а двигатели у них ... Ну, а дальше Вы опишите позитивную сторону медали
LaGG  20.08.2008

интересно но претенциозно,не учитываюца тенденции-в россии все начинаица а у нас умирает и держица тока защот росийских заказов,ет сиравно шо сравнивать младенца и старика-да старик сильней младенца,но наскока иво хватит-вот вапрос
ms  20.08.2008

Господа, никто не спорит ни с русским умом, ни с русскими перспективами (заметьте, не российскими). Сравнивать с ситуацией в Украине никто и не пытался. Так в статье. Да и на самом деле. А то, что интересено, так это хорошо. Опять же, если что по сути конструктивно, плиз, как предложено было еще 19.08.08.
misha  20.08.2008

Очень интересная статья. Интересно, а в Украине ведутся разработки еще и новых двигателей?
Кот  21.08.2008

не,мне нравится...как то все позабыли вдруг про то,что эти хвалёные "украинские" предприятия остались в Украине после развала Союза и Д-436 ,а также "николаевские" ГТУ,я бы сказал,по чистой случайности остались на вашей территории и они НЕ украинские,а СОВЕТСКИЕ...и конструкторы,а также сотрудники и простые рабочие наверняка-русские.А двигателестроение российское поднимется,можете не сомневаться.Построили в советское время сдуру в Украине,теперь построят и у нас.
Кот  21.08.2008

и кстати-"обнадеженные потоком нефтедолларов, наши соседи никак не могут признать тот простой факт, что РФ фактически потеряла двигателестроение"...Может быть и так на данный момент,не всё сразу...Только живём мы лучше и двигатели ПОКУПАЕМ,а не воруем, как вы воруете наш газ
ms  21.08.2008

Г-н Кот, Вы как обиженный ребенок в песочнице. Просьба была высказаться конструктивно, доброжелательно хотя бы. Политагитацией на этом сайте не занимаются - технический он,т.е. интернациональный, а не шовинистско-националистический.

Про Ваше замечание о СОВЕТСКОМ происхождении двигателестроения в Украине никто и не спорит - в России оттуда же. ТО что сдуру построили - не согласен, ВОТ РАЗРУШИЛИ СИСТЕМУ ТОЧНО СДУРУ.
Кто лучше живет - в Норвегии и ЮАР все же сейчас лучше.
А вот кто ВОРУЕТ, так это, надеюсь, не мы с Вами, а местные вожди?

ВВ  21.08.2008

На мой взгляд вся беда России как раз в нефтедолларах, а вернее в их бесконтрольном разбазаривании. Вроде создаётся ощущение богатства и процветания, а как проанализировать, так выходит, что всё намного прискорбнее. Наша кардинальная разница в том, что Украина УЧИТСЯ ВЫЖИВАТЬ и это принесёт сови плоды. Сможет ли Россия, сидящая на продаже ресурсов, вовремя и адекватно среагировать на ситуацию, когда придётся выживать?
А такое время наступит рано или поздно...
ms  21.08.2008

Г-н ВВ. Согласен с бесконтрольной растратой природного богатства.Согласен, что когда-то оно кончится. Согласен, что рано или поздно придется учиться выживать без него. Но вот хоть один пример ВЫЖИВАНИЯ ПО-УКРАИНСКИ? Желательно в сферах по профилю сайта. Воровство из труб, дабы не расстраивать г-на Кота не предлагать.
Украинец  22.08.2008

Тю...
Опять какое-то воровство какого-то газа...
Вы думаете взял так легко украинец пробил пальцем трубу, напускал газа в шарики - типо с дня рождения и ушел домой???
Даже если кто-то и сливал восточный газ то, думаю, эти "сливы" были зараннее оговорены Биг Боссами...
И кажется Украина уже давненько(сравнительно, чтобы упоминать о "воровстве") покупает восточный газ по Европейским ценам...А кто рискнет сливать газ(я даже не скажу, что дорогой, но не дешевый) без разрешения восточных Боссов???
А "воровство"...
Мне кажется для того чтобы рассорить Державы...
ИМХО
:-)
А статья поразила!Нам то постоянно говорили о сотрудничистве с РФ(я из Запорожья)И то, что "Мотор Сич" в респекте на мировом рынке...
Но не на столько!
Здается мне неправда это!?!?

Хаевец  22.08.2008

Авиационное двигателестроение штука непростая. Это и традиции, и школа, и технологии. В пределах своей специализации (безусловно формировавшейся десятилетия) Мотор Сич нет равных в бывшем СССР, да и в мите подобных фирм наберется не более трех-четырех. Россия может, конечно, создать нечто подобное, но лет через 10. Но это будет означать и отставание на те же 10 лет. Выход в совместных проектах, ведь работает же Россия с США, Англией и Италией, а они, как известно не из Варшавского договора. Здесь ведь даже не политика, а извечный комплекс неполноценности бывшего старшего брата.
От редакции.  22.08.2008

Напоминаем участникам дискуссии: оскорбительные высказывания, нецензурные выражения, экстремистские или расистские заявления будут удаляться без предупреждения. Кроме того, IP-адресам, с которых размещаются подобные заявления, будет закрыт доступ к сайту.
влад  24.08.2008

To ms. Пример выжывания Украины? - ето уже и есть пример. Газа у нас нет, а живем получше чем вы (кол-во олигархов в счет не берем)
Dimanchik  25.08.2008

Вполне согласен с автором статьи, каким бы патриотом я не был, наше руководство в россии давно растеряло ценных работников, в Москве все зажрались, а у нас на оборонных предприятиях люди такую низкую зарплату получают (5000-7000 рублей), что не знают чем семью кормить. Вот и уходят туда где платят. Какие тут могут быть перспективы, какие разработки, когда руководство думает как бы корман посильней и побыстрей набить.
Dimanchik   25.08.2008

Еще бы правительство на Украине было бы попроще, глядишь бы и выживали бы вместе два братских народа. И выжили бы, и показали бы остальным "кузькину мать"!!!
Wowanchik   25.08.2008

Еще бы правительство на россии было бы попроще, глядишь бы и выживали бы вместе два братских народа. И выжили бы, и показали бы остальным "маму кузьмы"!!!
(рімейк Dimanchik)))
Алекс - Dimanchik 25.08.2008  26.08.2008

Ну, русский дух неистребим. Выжить и "показать бы остальным кузькину мать!". Ну, прямо "Любить по-русски". А просто жить нельзя? без размахивания дубиной! А если вам в ответ... такую же мать? Россияне, дорогие, ну есть же в этом мире и другие интересы и ценности. Давайте просто жить в дружбе, создавать, что-то полезное. Ну НЕ ПЛОДИТЬ ВРАГОВ ВОКРУГ! А статья действительно интересная и полезна для обеих сторон. Уже в который раз убеждаюсь в шапкозакидательских заявлениях ВВП. То срочно удвоить ВВП, то отказаться от зависимости в военных комплектующих и технике... Как-то все типа "броня крепка и танки наши быстры".Как говорил Жванецкий "Тщательней надо, ребята". С увжением ко всем участникам.
Александр  29.08.2008

К чему бы это? К чему приурочено?
ms  29.08.2008

To влад 24.08.2008

Ваш пример - не пример выживания Украины, а пример проедания запасов,унаследованных от СССР и России. Газа нет у подавляющего числа государств мира, а "живут они получше, чем мы с Вами(включая кол-во олигархов)". Пример Норвегии приводился выше. И почему Вы решили, что мы из разных стран?
Boris  01.09.2008

Некоторые технические аспекты в статье рассмотрены неадекватно.

Пример, оценка "устаревший ПС-90" - не совсем корректна, т.к. сейчас завод выпускает ПС-90А, а это уже другой уровень (весьма современный).
А автору статьи забыли объяснить, видимо, что цикл разработки авиадвигателя занимает лет десять...
ms  01.09.2008

To Boris: По информации с сайта Пермского моторного завода - ПС-90А сертифицированв 1992 г., т.е. 16 (!)лет назад. А цикл разработки, как Вам правильно объяснили (автору тоже, наверно,занимает около десяти лет, т.е. начало 80-х гг. Если 25 лет - новейшее изделие, то конечно, автор неадекватен в "технических аспектах". Какие еще "техаспекты" нашли,уважаемый профессионал?
Всё так...  04.09.2008

В России, действительно сейчас очень сложно производить что-то сложнее лопат. И причина- "лёгкие деньги" от экспорта сырья.
Зачем напрягаться, когда всё можно купить?
Только вот однажды изобретут альтернативыне высокоэффективные источники энергии, и скажут России- спасибо, в ваших услугах мы больше не нуждаемся. и останется россия ни с чем!
А затем голод, бунты, распад.
Думаю России осталось до 2030 года жить максимум.
ms  05.09.2008

To Всё так...: Ну,батенька, мало того, что к авиадвигателестроению Ваш пост отношения не имеет, так еще и Нострадамусом попахивает - к 2030 году все рухнет. А может, к 2017? Круглее дата!

В Украине халявных энергоносителей нет, но производство тоже рухнуло -так что Ваша попытка обобщения тоже не проходит.Может давайте вместе подумаем, как ситуацию изменить к лучшему хотя бы в этом сегменте, где вместе неплохих результатов добивались еще совсем недавно. А соревноваться кто позже загнется- неконструктивно.
Крым  09.09.2008

ms - В Украине халявных энергоносителей пока нет) в остальном солидарен.
Юрий  28.06.2009

Читаю и удивляюсь - все продолжаем гавкаться на радость Западу. А по поводу статьи - сколько Россия угробила денег на создание корабельных ГТА - а их нет и не будет
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}