Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

12.03.2010 :: 16:44

«ДТЭК Востокэнерго» выбрала «Запорожтрансформатор» для модернизации трансформатора 8 энергоблока Кураховской ТЭС за 36,7 млн. грн.
12.03.2010 :: 14:34

«ДТЭК Востокэнерго» выбрала ТД «Электромашсервис» для модернизации электродвигателей 2 энергоблоков Луганской ТЭС за 23,1 млн. грн.
12.03.2010 :: 14:04

«Богдан» готовит к отправке в РФ первые 300 легковых автомобилей ©
12.03.2010 :: 11:05

«Антонов» в текущем году завершит строительство четырех самолетов Ан-148
11.03.2010 :: 17:34

Срок реализации контракта на модернизацию 105 индийских самолетов Ан-32 составляет 5 лет - С.Подреза
11.03.2010 :: 14:56

«АвтоВАЗ» РФ потратит на инвестпрограмму €3 млрд.


законодательная база

Расп. КМУ от 17.02.2010 г. №353-р "В отн. финансирования строительства метро в г. Днепропетровск"



Пост. КМУ от 02.03.2010 г. №253 "Нек. вопросы испол. акватории земель и военных объектов в районе озера Донузлав"



Пост. КМУ от 02.03.2010 г. №252 "Нек. вопросы осуществл. контроля международных автоперевозок"

Подписка на рассылку  
Машиностроение
11.08.2008 :: 18:26
Большой блеф или моторостроение в РФ
Наталья Печорина

В двадцатых числах июля премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о необходимости избавиться от иностранной зависимости в ряде критических областей, в т.ч. в оборонной индустрии. Некоторые наблюдатели предположили, что наиболее влиятельный российский политик подразумевал продукцию украинской «оборонки». Украинские самолеты и двигатели в очередной раз стали заложниками торга двух бывших когда-то братскими славянских народов по архиважным вопросам возможного вступления Украины в НАТО и вечного газового спора.

Планы РФ развернуть собственное производство
вертолетных и судовых двигателей, моторов для учебно-тренировочных самолетов, региональных авиалайнеров вызывают в Украине традиционно нервную реакцию. В ответ на угрозы Москвы приводятся, конечно, правильные аргументы: дескать, если сама Россия охотно развивает со странами НАТО военное и военно-техническое сотрудничество, так почему же еще далекие пока планы киевской элиты вызывают такую нервную реакцию Кремля?

Справедливо говорится и о том, что наиболее пострадавшими от санкций Москвы будут как раз самые пророссийские регионы Украины, где из-за близоруких действий российских бюрократов могут возникнуть антирусские настроения. И самое главное, курс на отказ от закупок украинской техники диктуется не соображениями высокой политики, а действиями конкурентов, в совершенстве освоивших методы промышленного лоббизма.

Разговоры о замене украинской продукции на российскую ведутся Москвой уже не первый год. Однако под громкие заявления «потешных» главкомов ВВС РФ и их незадачливых преемников о планах по импортозамещению украинской продукции, россияне продолжают исправно покупать и запорожские вертолетные двигатели, и николаевские корабельные турбины. Как это ни парадоксально звучит, но Украине не стоит опасаться угроз о замене ее продукции на российскую. Несмотря на потоки нефтедолларов, у наших соседей нет ни политической воли, ни менеджеров для создания с нуля новых производств. Вся энергия российской элиты, так или иначе связанной с промышленностью, уходит в бесконечный пиар и суетливую возню вокруг бюджетной кормушки.

Поэтому двигателестроение РФ пребывает в глубочайшем кризисе. Лучшее по своему техническому оснащению предприятие - московский завод «Салют», уже более года не имеет заказов. Потратив огромные средства на закупку новейших и сложнейших станков, «Салют» теперь не может загрузить это высокотехнологичное оборудование работой. Задолженность предприятия, по некоторым данным, составляет почти $1 млрд. и для ее погашения нужно продать от 800 до 1000 двигателей. Сам завод расположен в Москве со всеми вытекающими последствиями для экологии города и экономики самого предприятия. Дорогая земля, дорогая рабочая сила, дефицит электроэнергии и тепла - даже будь у «Салюта» достаточно заказов, вряд ли его будущее было безоблачным. А уж после того как китайцы скопировали гордость российского (хотя на самом деле - советского) двигателестроения - двигатель АЛ-31Ф - предсказать судьбу завода совсем несложно. В ближайшие год-два его директор Юрий Елисеев, вероятно, лишится своего поста, территория завода будет отдана под коммерческую и жилую застройку, а производство, якобы, будет перенесено в Омск и Уфу.

Другой «флагман» российского моторостроения, корпорация «Сатурн», уже более восьми лет без видимых результатов пытается скопировать николаевские корабельные газотурбинные установки. Несмотря на бюджетные вливания в «Сатурн», все это время корабли российской постройки по-прежнему оснащаются украинскими ГТУ.

Рыбинские моторостроители торжественно отчитались о запуске в серийное производство короткоресурсных двигателей для авиационных ракет класса «воздух-земля». Только вот производители ракет из Королева, как и раньше, предпочитают покупать подобные двигатели в Запорожье. Наверное, дело в том, что «Мотор Сич» продает свои изделия дешевле и производит их с лучшим качеством. Не заметны пока и успехи на поприще создания двигателя АЛ-55И тягой в 2 т для учебно-тренировочных самолетов, разработку которого финансируют индийцы.

Справедливости ради надо отметить, что из всех российских компаний только «Сатурн» имел долгосрочную стратегию развития и разработал перспективный производственный ряд. Только эта компания создала совместно с французами относительно новый двигатель SaM-146 для региональных самолетов. Правда, этот «современный» мотор не имеет никаких преимуществ по сравнению с «устаревшим» украинским Д-436, а российское участие в этом агрегате сводится к производству вентилятора.

Но проект SaM-146 - это, видимо, максимум того, на что способна промышленность РФ в организационном, конструкторском и производственном плане. Впрочем, все это уже не имеет большого значения, потому что «высочайшим повелением» «Сатурну» и его ближайшему партнеру Уфимскому объединению уготована национализация госкомпанией «Оборонпром». А как эта компания «рулит» промышленностью, не понаслышке знают на Казанском и Улан-Удинском вертолетных заводах. Вместо ожидаемых инвестиций и привлечения административного ресурса «Оборонпром» стал просто еще одной посреднической прокладкой, которая несет заводам только дополнительные издержки.

Производитель вертолетных двигателей, ОАО «Климов», тоже далек от процветания. Предприятие «по уши» в корпоративных конфликтах, ОАК от них отказалась, а объединенная двигателестроительная корпорация еще не создана. Приходится «прозябать» в ничейном положении, и даже визит российского президента на завод не изменил ситуацию.

Если даже лучшие российские компании находятся в такой критической ситуации, то что уж говорить об аутсайдерах отрасли - «самарском кусте» и «пермском узле». В Самаре с одобрения «Оборонпрома» раскручивается пиар вокруг двигателя НК-93. Пермь с огромным трудом налаживает серийное производство устаревшего двигателя 25-летней давности ПС-90.

Не должны вызывать беспокойство и планы россиян по развертыванию производства вертолетных двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 на Московском машиностроительном предприятии (ММП) им. Чернышева. Завод имеет стандартный набор проблем всякого московского предприятия: нехватку и дороговизну рабочих, постоянную угрозу ликвидации завода под проекты жилищного строительства, нарастающий дефицит электроэнергии и тепла. Но эти традиционные трудности усугубляются некомпетентным управлением. Можно ли говорить о производстве новых изделий, если завод им. Чернышева не в состоянии наладить серийное производство даже отработанных советских двигателей РД-33 и их модификаций? Завод до сих пор не поставил в КНР ни одного мотора РД-93 для китайско-пакистанского истребителя FC-1, что, вероятно, подтолкнет китайцев ускорить создание собственного аналога.

«Со скрипом» ведется разработка усовершенствованного двигателя для палубных истребителей МиГ-29К. Похоже, что в этом году «Чернышев» не сможет произвести ни одного «оморяченного» РД-33МК, и первые МиГ-29КУБ уйдут в Индию со стандартными РД-33. Впрочем, и с обычными моторами РД-33 возникли проблемы: похоже, заказчиков не удовлетворяет качество РД-33 третьей серии сборки ММП им. Чернышева.

Вся оборонная промышленность РФ, сидящая на игле экспортных заказов, с трудом переживает падение курса доллара, которое больно бьет по финансовому состоянию машиностроителей. И потенциальный конкурент «Мотор Сич» на рынке вертолетных двигателей не является исключением. Только за 2007 г. задолженность ММП им. Чернышева выросла в два раза - с полутора до трех миллиардов рублей - а за один лишь год убытки предприятия составили 650 млн. руб. Вообще же будущий гонитель украинских моторов с мирового и российского рынка за последние семь лет лишь однажды, в 2006 г., показал прибыль. Еще один удар по финансам завода нанес Алжир, который разорвал контракт на поставку 34 МиГ-29, оснащенных двигателями производства ММП. Из-за этого предприятие потеряло платежеспособный спрос примерно на 80-100 моторов. Известно, что российские ВВС, которые собираются забрать алжирский неликвид, платят не столь щедро, как алжирцы. На предприятии начались увольнения персонала, растут задержки по выплате заработной плате. И о каком новом производстве двигателей к 2010 г. можно мечтать?

По мнению руководителя «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, даже если попытаться распределить выполняемую запорожским предприятием работу между несколькими российскими авиазаводами - толку не будет. «У вас, уж извините за прямоту - не осталось надежных кадров, способных работать не только ради денег, осуществляя техническое сопровождение каждого изготовленного двигателя в любой точке земного шара. Когда о людях престают заботиться, они отвечают производству тем же. А у себя в Запорожье мы сохранили в неприкосновенности практически всю «социалку», собственные ПТУ и технический университет», - заявил он в одном из недавних интервью.

Поэтому, обнадеженные потоком нефтедолларов, наши соседи никак не могут признать тот простой факт, что РФ фактически потеряла двигателестроение. В Москве любят хвалиться, что Россия-де стала пятой или шестой экономикой мира. Но эта могучая экономика не в состоянии ни запустить новые индустриальные проекты, ни даже просто воспроизвести серийное производство по советским лекалам. Все бутафорские мегапроекты вроде создания среднего транспортного самолета МТА, легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, возобновления производства транспортного гиганта Ан-124 в Ульяновске и грузовика Ил-76 в Воронеже и, наконец, прожекты о налаживании производства вертолетных двигателей на поверку являются блефом.

Все статьи >>>
Загрузка ...


КОММЕНТАРИИ
Москвич  17.08.2008

Спасибо, интересная статья.
as  19.08.2008

Может и правда, но только описание одной стороны медали. Для честного анализа не хватает второй… где есть достижения, как бы этого не хотелось врагам России.
Много таких статей было, и что Россия не сегодня-завтра развалится…
Но что-то, всётаки, не то…
Живет Россия и даже самолёты летают…
Москвичка  19.08.2008

Ну и что? А зато у нас песни хорошие!..
ms  19.08.2008

For as: Статья не про всю Россию, а про ряд конкретных предприятий. Да и автора вряд ли к врагам можно отнести - конструктивная критика только на пользу. Кстати, и Россия живет, и самолеты летают, да только все больше - американские и европейские, а двигатели у них ... Ну, а дальше Вы опишите позитивную сторону медали
славянин  19.08.2008

Всё у РОССИИ будет хорошо. Не надо делать такие выводы. Русские умы действительно могут многое.
LaGG  20.08.2008

интересно но претенциозно,не учитываюца тенденции-в россии все начинаица а у нас умирает и держица тока защот росийских заказов,ет сиравно шо сравнивать младенца и старика-да старик сильней младенца,но наскока иво хватит-вот вапрос
ms  20.08.2008

Господа, никто не спорит ни с русским умом, ни с русскими перспективами (заметьте, не российскими). Сравнивать с ситуацией в Украине никто и не пытался. Так в статье. Да и на самом деле. А то, что интересено, так это хорошо. Опять же, если что по сути конструктивно, плиз, как предложено было еще 19.08.08.
misha  20.08.2008

Очень интересная статья. Интересно, а в Украине ведутся разработки еще и новых двигателей?
Кот  21.08.2008

не,мне нравится...как то все позабыли вдруг про то,что эти хвалёные "украинские" предприятия остались в Украине после развала Союза и Д-436 ,а также "николаевские" ГТУ,я бы сказал,по чистой случайности остались на вашей территории и они НЕ украинские,а СОВЕТСКИЕ...и конструкторы,а также сотрудники и простые рабочие наверняка-русские.А двигателестроение российское поднимется,можете не сомневаться.Построили в советское время сдуру в Украине,теперь построят и у нас.
Кот  21.08.2008

и кстати-"обнадеженные потоком нефтедолларов, наши соседи никак не могут признать тот простой факт, что РФ фактически потеряла двигателестроение"...Может быть и так на данный момент,не всё сразу...Только живём мы лучше и двигатели ПОКУПАЕМ,а не воруем, как вы воруете наш газ
ms  21.08.2008

Г-н Кот, Вы как обиженный ребенок в песочнице. Просьба была высказаться конструктивно, доброжелательно хотя бы. Политагитацией на этом сайте не занимаются - технический он,т.е. интернациональный, а не шовинистско-националистический.

Про Ваше замечание о СОВЕТСКОМ происхождении двигателестроения в Украине никто и не спорит - в России оттуда же. ТО что сдуру построили - не согласен, ВОТ РАЗРУШИЛИ СИСТЕМУ ТОЧНО СДУРУ.
Кто лучше живет - в Норвегии и ЮАР все же сейчас лучше.
А вот кто ВОРУЕТ, так это, надеюсь, не мы с Вами, а местные вожди?

ВВ  21.08.2008

На мой взгляд вся беда России как раз в нефтедолларах, а вернее в их бесконтрольном разбазаривании. Вроде создаётся ощущение богатства и процветания, а как проанализировать, так выходит, что всё намного прискорбнее. Наша кардинальная разница в том, что Украина УЧИТСЯ ВЫЖИВАТЬ и это принесёт сови плоды. Сможет ли Россия, сидящая на продаже ресурсов, вовремя и адекватно среагировать на ситуацию, когда придётся выживать?
А такое время наступит рано или поздно...
ms  21.08.2008

Г-н ВВ. Согласен с бесконтрольной растратой природного богатства.Согласен, что когда-то оно кончится. Согласен, что рано или поздно придется учиться выживать без него. Но вот хоть один пример ВЫЖИВАНИЯ ПО-УКРАИНСКИ? Желательно в сферах по профилю сайта. Воровство из труб, дабы не расстраивать г-на Кота не предлагать.
Украинец  22.08.2008

Тю...
Опять какое-то воровство какого-то газа...
Вы думаете взял так легко украинец пробил пальцем трубу, напускал газа в шарики - типо с дня рождения и ушел домой???
Даже если кто-то и сливал восточный газ то, думаю, эти "сливы" были зараннее оговорены Биг Боссами...
И кажется Украина уже давненько(сравнительно, чтобы упоминать о "воровстве") покупает восточный газ по Европейским ценам...А кто рискнет сливать газ(я даже не скажу, что дорогой, но не дешевый) без разрешения восточных Боссов???
А "воровство"...
Мне кажется для того чтобы рассорить Державы...
ИМХО
:-)
А статья поразила!Нам то постоянно говорили о сотрудничистве с РФ(я из Запорожья)И то, что "Мотор Сич" в респекте на мировом рынке...
Но не на столько!
Здается мне неправда это!?!?

Хаевец  22.08.2008

Авиационное двигателестроение штука непростая. Это и традиции, и школа, и технологии. В пределах своей специализации (безусловно формировавшейся десятилетия) Мотор Сич нет равных в бывшем СССР, да и в мите подобных фирм наберется не более трех-четырех. Россия может, конечно, создать нечто подобное, но лет через 10. Но это будет означать и отставание на те же 10 лет. Выход в совместных проектах, ведь работает же Россия с США, Англией и Италией, а они, как известно не из Варшавского договора. Здесь ведь даже не политика, а извечный комплекс неполноценности бывшего старшего брата.
От редакции.  22.08.2008

Напоминаем участникам дискуссии: оскорбительные высказывания, нецензурные выражения, экстремистские или расистские заявления будут удаляться без предупреждения. Кроме того, IP-адресам, с которых размещаются подобные заявления, будет закрыт доступ к сайту.
влад  24.08.2008

To ms. Пример выжывания Украины? - ето уже и есть пример. Газа у нас нет, а живем получше чем вы (кол-во олигархов в счет не берем)
Dimanchik  25.08.2008

Вполне согласен с автором статьи, каким бы патриотом я не был, наше руководство в россии давно растеряло ценных работников, в Москве все зажрались, а у нас на оборонных предприятиях люди такую низкую зарплату получают (5000-7000 рублей), что не знают чем семью кормить. Вот и уходят туда где платят. Какие тут могут быть перспективы, какие разработки, когда руководство думает как бы корман посильней и побыстрей набить.
Dimanchik   25.08.2008

Еще бы правительство на Украине было бы попроще, глядишь бы и выживали бы вместе два братских народа. И выжили бы, и показали бы остальным "кузькину мать"!!!
Wowanchik   25.08.2008

Еще бы правительство на россии было бы попроще, глядишь бы и выживали бы вместе два братских народа. И выжили бы, и показали бы остальным "маму кузьмы"!!!
(рімейк Dimanchik)))
Алекс - Dimanchik 25.08.2008  26.08.2008

Ну, русский дух неистребим. Выжить и "показать бы остальным кузькину мать!". Ну, прямо "Любить по-русски". А просто жить нельзя? без размахивания дубиной! А если вам в ответ... такую же мать? Россияне, дорогие, ну есть же в этом мире и другие интересы и ценности. Давайте просто жить в дружбе, создавать, что-то полезное. Ну НЕ ПЛОДИТЬ ВРАГОВ ВОКРУГ! А статья действительно интересная и полезна для обеих сторон. Уже в который раз убеждаюсь в шапкозакидательских заявлениях ВВП. То срочно удвоить ВВП, то отказаться от зависимости в военных комплектующих и технике... Как-то все типа "броня крепка и танки наши быстры".Как говорил Жванецкий "Тщательней надо, ребята". С увжением ко всем участникам.
Александр  29.08.2008

К чему бы это? К чему приурочено?
ms  29.08.2008

To влад 24.08.2008

Ваш пример - не пример выживания Украины, а пример проедания запасов,унаследованных от СССР и России. Газа нет у подавляющего числа государств мира, а "живут они получше, чем мы с Вами(включая кол-во олигархов)". Пример Норвегии приводился выше. И почему Вы решили, что мы из разных стран?
Boris  01.09.2008

Некоторые технические аспекты в статье рассмотрены неадекватно.

Пример, оценка "устаревший ПС-90" - не совсем корректна, т.к. сейчас завод выпускает ПС-90А, а это уже другой уровень (весьма современный).
А автору статьи забыли объяснить, видимо, что цикл разработки авиадвигателя занимает лет десять...
ms  01.09.2008

To Boris: По информации с сайта Пермского моторного завода - ПС-90А сертифицированв 1992 г., т.е. 16 (!)лет назад. А цикл разработки, как Вам правильно объяснили (автору тоже, наверно,занимает около десяти лет, т.е. начало 80-х гг. Если 25 лет - новейшее изделие, то конечно, автор неадекватен в "технических аспектах". Какие еще "техаспекты" нашли,уважаемый профессионал?
Всё так...  04.09.2008

В России, действительно сейчас очень сложно производить что-то сложнее лопат. И причина- "лёгкие деньги" от экспорта сырья.
Зачем напрягаться, когда всё можно купить?
Только вот однажды изобретут альтернативыне высокоэффективные источники энергии, и скажут России- спасибо, в ваших услугах мы больше не нуждаемся. и останется россия ни с чем!
А затем голод, бунты, распад.
Думаю России осталось до 2030 года жить максимум.
ms  05.09.2008

To Всё так...: Ну,батенька, мало того, что к авиадвигателестроению Ваш пост отношения не имеет, так еще и Нострадамусом попахивает - к 2030 году все рухнет. А может, к 2017? Круглее дата!

В Украине халявных энергоносителей нет, но производство тоже рухнуло -так что Ваша попытка обобщения тоже не проходит.Может давайте вместе подумаем, как ситуацию изменить к лучшему хотя бы в этом сегменте, где вместе неплохих результатов добивались еще совсем недавно. А соревноваться кто позже загнется- неконструктивно.
Крым  09.09.2008

ms - В Украине халявных энергоносителей пока нет) в остальном солидарен.
peter  10.09.2008

Прям уж все в россии плохо. а давайте вспомним историю, с чего начиналось двигателестроение в ссср? первые двигатели драли с западных образцов, ну затем научились делать передовые разработки. А насчет Мотор Сичи - так за последние 15 лет самый крупный заказ был в 2007 году на двигатели для российского БЕ-200. Мотор Сич лапу сосет аж с 1992 года, т.к. украинский авиапром (Киевский и Харьковский заводы) в лучшие годы выпускает всего до 10 самолетов. А мощности Мотор Сичи рассчитаны на 100-150 (если не больше) двигателей в год. И еще - будете в Запорожье - не поленитесь посмотреть в каком состоянии здание конструкторского бюро им. Ивченко (там где разрабатываются двигатели для мотор сечи). На процветающую организацию совсем не похоже
Привет россиянам от Григоришина  11.09.2008

Успокойтесь дорогие русские братья-скоро благодаря действиям ставленника вашего русского бизнесмена Григоришина (некто Хоменко А.И., выпускник Лондонской школы бизненса) Вы лишитесь унизительной необходимости покупать судовые ГТД из Николаева. Почему7 Потому, что америкосы через свою сучку с косоц на голове конкретно проплатили ББоолльшие бабки за ливидацию ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект". Дела в этом направлении идут успешно - высококвалифицированные рабочие массово увольняются. Классные спецы (Мяльница) работают в Китае. Еще немного и Вы гордо будет покупать дорогую газотурбинную технику на военные и другие цели у производитлей из НАТО за свою дешевую нефть.
Днепр  11.09.2008

А если бы в 91-ом не разделились, глядишь, и неприятностей поменьше было бы, а достижений и предметов для гордости побольше (и крупнейшее в мире ракетостроительное предприятие Южмаш в Днепропетровске до такой степени не развалили бы). Всем, особенно молодежи, наилучшие пожелания. Не повторяйте наших ошибок - учитесь и работайте, а не надейтесь на дядю с Запада.
Юрий  28.06.2009

Читаю и удивляюсь - все продолжаем гавкаться на радость Западу. А по поводу статьи - сколько Россия угробила денег на создание корабельных ГТА - а их нет и не будет
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Дизайн: Студия Like
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2010

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua
 
   Новости Дня