27.03.2008 :: 08:01
Украинские порты узнают свою «судьбу» через месяц
Закон Украины «О морских портах» будет принят во втором чтении в апреле 2008 г. Об этом 26 марта 2008 г. на презентации проекта «Национальный морской рейтинг Украины» заявил председатель подкомитета по водному транспорту Верховной Рады Юрий Крук.
Путь этого закона к принятию был труден и тернист. Фактически он готовился, исправлялся и дорабатывался почти 10 лет - с 1999 г. Наконец, 10 января 2007 г. после жарких дебатов он был принят депутатами Верховной Рады в первом чтении.
На этом законотворческий порыв народных избранников не иссяк. Ко второму чтению законопроекта, по словам Ю.Крука, подано 226 поправок. Судя по всему, дискуссии по принятию закона опять обещают быть жаркими.
Бесспорным плюсом законопроекта является разделение административных и хозяйственных функций в морских портах. В частности, в каждом порту предусмотрено создание государственной администрации (унитарное коммерческое предприятие, занимающееся хозяйственной деятельностью) и службы капитана (государственная некоммерческая организация, выполняющая функции портового надзора за безопасностью судоходства).
Угроза бесконтрольной приватизации морских портов решена авторами законопроекта путем введения термина «специализированный имущественный комплекс». Под этим подразумеваются закрепленные за госадминистрацией порта подходные каналы, причалы, гидротехнические сооружения, портофлот, подъездные пути, средства навигационного оборудования, энерговодообеспечения. Этот комплекс не подлежит приватизации. Аналогично не подлежащими приватизации называются территории порта, находящиеся под причальными и гидротехническими сооружениями, а также его акватория.
Положения законопроекта в части хозяйственной деятельности прописаны более размыто. Совершенно ничего не сказано об условиях оценки и передачи государственного имущества в аренду (совместную деятельность). По сути, если закон будет принят в нынешнем виде, то право на пользование грузовыми терминалами и землей под ними получат компании любых форм собственности. Этот тезис подтвердил и Ю.Крук.
Здесь-то и кроется «мина замедленного действия» для государственного портового сектора. Не секрет, что на данный момент значительная часть договоров аренды или совместной деятельности в портах заключена на невыгодных для государства условиях. Перезаключить или разорвать их очень сложно - достаточно вспомнить незаконченную тяжбу ГП «Херсонский МТП» с австрийской компанией «ABH GmbH». Опасным прецедентом была также передача части акватории Севастопольского порта стивидорной компании «Авлита». В то же время, согласно действующего законодательства, преимущественное право на дальнейшую аренду или приватизацию перевалочных мощностей и соответствующих земельных участков получат частные компании, уже работающие по действующим договорам.
Таким образом, после принятия закона наиболее привлекательные объекты портовой инфраструктуры, находящиеся «де-факто» в руках коммерческих структур, смогут быть переданы им «де-юре». Каким путем это будет сделано - в виде передачи в аренду на 99 лет или прямой приватизации - не принципиально. В любом случае, государство потеряет далеко не худшую часть своей собственности навсегда, причем не получив за это адекватной компенсации. |