24.03.2008 :: 12:44
Винский расшатывает под собой кресло
В пятницу, 21 марта 2008 г., министр транспорта и связи Иосиф Винский обратился к Президенту, Премьер-министру, министрам экономики, финансов и юстиции с открытым письмом, в котором высказывает обеспокоенность искусственным ускорением мероприятий по созданию Национальной комиссии регулирования транспорта (НКРТ).
В письме подчеркивается, что Минтранссвязи выступает категорически против принятия Закона Украины «О Национальной комиссии регулирования транспорта». По мнению И.Винского, причины возникновения этого проекта лежат в политической плоскости: «Считаем его откровенно лоббистским, имеющим целью нарушить систему государственного управления в транспортной области, обеспечить теневую приватизацию «Укрзализныци» через механизмы тарифной политики и регулирования. Этот проект противоречит заявленным целям Правительства и содержанию Соглашения о создании коалиции демократических сил в Верховной Раде Украины VI созыва».
Ситуативным союзником министра транспорта и связи выступила оппозиционная Партия регионов. Ее представитель, замглавы комитета ВР по вопросам транспорта и связи Михаил Мироненко, заявил, что НКРТ станет «еще одним бюрократическим механизмом, препятствующим развитию отрасли».
Заявление И.Винского удивило своей резкостью. Даже представители «Укрзализныци», которая может «пострадать» от создания НКРТ больше всего, ограничились более мягкими комментариями. Так, замгендиректора УЗ Виктор Черный заявил, что «нацкомиссия регулирования транспорта - не панацея», но категорически против ее создания не выступал.
Действительно, на сегодня в проекте закона «О создании НКРТ» и законе «О естественных монополиях» есть ряд несоответствий с действующей нормативной базой. Исправив их, можно избежать ситуации, при которой НКРТ будет регулировать работу транспортных служб, отвечающих за безопасность движения, но не будет нести ответственность за конечные результаты их работы.
Что же вызвало такую реакцию министра транспорта и связи? По-видимому, ключевой является следующая фраза из письма: «Минтранссвязи предостерегает, что в случае принятия решения о создании НКРТ министерство будет ограничено в возможностях относительно формирования доходной части предприятий, а соответственно - поступлений в государственный и местные бюджеты и целевые фонды, общая сумма которых по итогам 2007 г. составляет свыше 10 млрд. грн. Вместе с тем, в условиях функционирования НКРТ дополнительная нагрузка на госбюджет может составить свыше 5,7 млрд. грн.»
В таком случае, обеспокоенность И.Винского понятна. Министр логично не хочет делиться бюджетным финансированием и контролем над финансовыми потоками в отрасли. Ведь после создания НКРТ ему явно придется отказаться от создания в структуре министерства департамента железнодорожного транспорта с еще одним замминистра во главе. Минтранссвязи также не сможет повысить тарифы на услуги морских портов в 1,5 раза, как оно планирует сделать путем замены валюты начисления портовых сборов и аккордных ставок с доллара на евро.
Реакцию Кабмина на открытое письмо министра транспорта и связи спрогнозировать трудно. Этот документ могут просто «не заметить» в процессе создания НКРТ. А вот в случае, если позиция Минтранссвязи покажется слишком вызывающей, судьба министерского портфеля И.Винского окажется под большим вопросом. |