24.06.2008 :: 15:30
Винский вновь сделал подарок Румынии
Вчера, 23 июня 2008 г., сразу два высокопоставленных чиновника Минтранссвязи заявили о возможности строительства нового порта в украинской части дельты Дуная.
Сначала об этом заговорил замминистра Игорь Урбанский. Министерство транспорта и связи предлагает построить новый порт в устье Дуная стоимостью $3,6 млрд., заявил он, выступая на коллегии ведомства. По его словам, Ренийский морской торговый порт будет терять свое значение. «Это вопрос геополитический. В свое время там отдали [молдавской стороне - ред.] 600 м полосы, не получив взамен свободного доступа по шоссе и железной дороге. Поэтому его возможности исчерпаны, и актуальным сейчас является строительство нового устьевого порта, который предполагает соединить канал с Дунаем в районе Вилково», - сказал И.Урбанский.
По оценкам министерства, реально строительные работы могут начаться через два года. Общий срок строительства порта должен составить 5 лет. «И когда этот порт будет построен, седьмой международный транспортный коридор приобретет для Украины свое транзитное значение», - сказал И.Урбанский. Он также сообщил, что для строительства порта планируется создать международный консорциум. При этом проектная мощность нового порта составит 50 млн. т грузов.
Чуть позже на брифинге этого вопроса коснулся и руководитель ведомства. «Активный интерес к строительству порта в гирле Дуная проявляют сразу две структуры», - заявил Иосиф Винский. Министр напомнил, что еще в советские времена уже существовал Усть-Дунайский порт с грузооборотом в 20 млн. т и высказал убеждение в том, что после получения прямого выхода в Дунай и реконструкции он заберет значительную часть грузопотока, который ныне идет через Констанцу. Это прямая цитата из официального пресс-релиза, размещенного на сайте Минтранссвязи.
На первый взгляд, эти во многом сенсационные заявления выглядят весьма привлекательными, особенно для такого депрессивного региона, как украинское Придунавье. Даже несмотря на оговорку министра о грузообороте Усть-Дунайска, который и в лучшие годы не перерабатывал более 3,8 млн. т грузов, а 20 млн. т - это потенциал всех трех украинских портов, расположенных в устье Дуная.
Любопытно другое. Министр и его заместитель говорили фактически… о двух разных проектах. Судя по всему, И.Урбанский рассказал о варианте строительства шлюзованного канала Соломонов рукав - Жебриянская бухта, а И.Винский - о проекте шлюзованного канала из Очаковского рукава в акваторию порта Усть-Дунайск. В свое время оба эти проекта были отклонены, во первых, из-за больших объемов работ, а во-вторых, из-за того, что оба они проходили непосредственно по территории Дунайского биосферного заповедника (ДБЗ). (См. схему и таблицу)
При этом оба высокопоставленных чиновника скромно промолчали о том, что еще в начале этого года со стороны министерства звучали оптимистичные заявления о том, что уже в этом году будет завершена вторая очередь строительства украинского ГСХ «Дунай - Черное море».
Как бы там ни было, реализация любого из озвученных накануне проектов находится под большим вопросом. Особенно если вспомнить о том, что Румыния всеми доступными средствами противодействует завершению строительства ГСХ, и что буквально на прошлой неделе Минприроды заявило о договоренности с румынской стороной по поводу общего экологического мониторинга в гирле Быстром. Можно представить, какой международный скандал ждет Украину в случае начала еще одного строительства в зоне ДБЗ…
Правда, «злые языки» поговаривают, что при реализации проекта канала в Соломоновом рукаве, можно будет неплохо заработать на добыче уникального кварцевого песка (используемого в строительстве), - что-то около 15 млн. куб. м.
И наконец, для реанимации того же Ренийского порта и улучшения ситуации в регионе в целом достаточно реализовать давно намеченный проект строительства железнодорожной ветки Рени - Измаил, стоимость которой хоть и «тянет» на 1 млрд. грн., но при этом дорога может быть построена в течение одного года.
Варианты трассы |
Расчетная осадка судна, м |
Объемы выемки грунта
в пределах ДБЗ и взморья |
при строительстве, млн. м куб. |
при эксплуатации, млн. м куб. в год |
Шлюзованный канал: Соломонов рукав – Жебриянская бухта |
7,2 |
16 |
0,3 |
Шлюзованный канал из Очаковского рукава в акваторию порта Усть-Дунайск |
6,25 |
7 |
0,6 |
Углубленный судовой ход по Очаковскому рукаву и каналу Прорва |
6,3 |
21 |
3,0 |
Рукав Быстрый |
7,2 |
3,1 |
0,25-1,2 | |