25.12.2008 :: 13:56
«Укрзализныця» выбросила билеты в Сеть
С 22 декабря 2008 г. «Укрзализныця» ввела в действие первую очередь системы оформления железнодорожных билетов через Интернет. Правда, пока что пользователи могут только забронировать проездной документ, получать же его нужно «по старинке» - в кассе вокзала.
Для электронного бронирования ж-д билетов был создан отдельный сайт «е-Квиток». Зарегистрированные пользователи этого портала могут резервировать билеты (при условии их наличия) на любую дату отправления до 45 суток от текущей. Предельно простой и понятный интерфейс не требует каких-то специальных навыков работы и позволяет проделать все операции быстро и безошибочно.
Среди недостатков сайта можно отметить «языковую» путаницу (заголовки разделов написаны по-русски, содержание страниц - по-украински). Учитывая национальную специфику, в дальнейшем разработчикам сайта предстоит оснастить его полноценной русской (и желательно английской) версией.
Еще одна недоработка - возможность оплаты только с помощью платежной карточки Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП). Вариант оплаты международными платежными карточками (VISA, MasterCard) почему-то нельзя активировать. Естественно, это уменьшает круг потенциальных клиентов, т.к. карточки НСМЭП явно менее распространены среди населения, чем карточки международных платежных систем. Отдельно следует отметить, что бронирование билетов является платной услугой (стоимость - 20 грн.). Этот шаг, вероятно, призван отсеять желающих зарезервировать билет «на всякий случай» и вездесущих спекулянтов.
Услуга электронного резервирования пока не имеет больших преимуществ перед традиционным способом покупки билета, ведь даже после бронирования через Интернет сам проездной документ необходимо выкупать в обычной кассе в течение двух суток с момента заказа. Чтобы сделать новую услугу действительно привлекательной, железнодорожная монополия должна установить автоматические терминалы, через которые пассажир, оплативший билет через Интернет любым удобным способом, мог бы забрать его в любое удобное время до отправления поезда, избежав «общей» очереди. Внедрить эти новинки УЗ планирует во втором полугодии 2009 г.
По-видимому, при разработке системы «е-Квиток» специалисты «Укрзализныци» ориентировались на систему продажи проездных документов через Интернет, внедренную ОАО «Российские железные дороги». Общая процедура оформления билета в этих двух системах очень похожа. Новинкой от УЗ является разве что ориентация на карточки НСМЭП, тогда как пассажиры РЖД могут оплачивать покупку билета только с помощью банковских карт международных платежных систем Visa и MasterCard.
При этом наши соседи также не завершили формирование полноценной системы Интернет-продаж, ведь оформление проездных документов производится только в кассах ОАО «РЖД» или на стойках регистрации «Электронного билета», которых на всю РФ насчитывается только 16, причем 5 из них сосредоточены в Москве.
Заметим, что с 4 июня 2008 г. РЖД предоставляет услугу резервирования мест и оформления проездных документов через Интернет бесплатно (ранее взимался сбор в размере 143 руб. за каждое место). Скорее всего, «Укрзализныця» также придет к этому, когда появится возможность не только бронировать, но и оплачивать покупку билетов через Сеть.
Подводя промежуточные итоги, стоит поздравить «Укрзализныцю» с выходом во «Всемирную паутину». При этом нельзя забывать, что это только первый шаг на длинном пути в «светлое цифровое будущее». |