26.04.2010 :: 14:00
«Укрзализныця» больше не планирует перевозить пассажиров
Планы «Укрзализныци» по закупке 60-70 пассажирских вагонов в этом году, или обновлению парка всего на 1%, предполагают, что госмонополия собралась самоустраниться от этого вида деятельности.
В этом году пассажирам вновь придется терпеть неудобства из-за приходящих в негодное состояние «ураганными темпами» пассажирских вагонов. Расчеты просты: за двадцать лет пассажирооборот сократился на 30%, а количество пассажирских вагонов на 40%. Но двадцать лет назад железные дороги Украины имели около 10 тыс. относительно новых вагонов, а сейчас около 6 тыс., из которых половину нужно списывать.
Как стало известно tbu.com.ua, в проекте финплана УЗ на 2010 г. (текстом которого располагает редакция) предусмотрено направить на закупку новых пассажирских вагонов всего 563,9 млн. грн. В действующих ценах за эти деньги можно купить около 60-70 вагонов.
Но возможность финансирования, даже в этих объемах, вызывает сомнения, поскольку 139,4 млн. грн. «Укрзализныця» планирует привлечь за счет кредитных ресурсов и то в четвертом квартале этого года. Еще 424,5 млн. грн. получить на эти цели из госбюджета. В том числе: во втором квартале - 39 млн. грн., в третьем - 206,5 млн. грн., в четвертом - 199 млн. грн.
Напомним, что финансирование закупок пассажирского подвижного состава из госбюджета предусмотрено в законе «О железнодорожном транспорте». Но эта норма закона никогда не выполнялась. Маловероятно, что она будет выполнена и в этом году.
В условиях, когда в целях безопасности перевозок «Укрзализныце», в ближайшие два-три года, все же придется вывести из эксплуатации около 3 тыс. пассажирских вагонов, выработавших нормативный срок службы, полноценной замены пока не предвидится. Авиатранспорт доступен всего 3-4% населения, а автобусные компании, особенно с учетом плачевного состояния отечественных автодорог, не смогут заполнить эту нишу.
При этом, даже при наличии необходимого финансирования производственные мощности двух вагоностроительных заводов СНГ (украинского Крюковского и российского Тверского) позволят УЗ ежегодно обновлять парк в лучшем случае не более чем на 300-350 пассажирских вагонов ежегодно. |