08.04.2008 :: 12:09
Украина поторопилась подписать соглашение о приграничном движении с Польшей
За последние дни на польско-украинских пограничных переходах опять возникли очереди. Самая длинная из них (по состоянию на 7 апреля 2008 г.) скопилась на пункте пропуска Дорохуск-Ягодин. Досмотра здесь ожидают свыше 1 300 автопоездов, среднее время ожидания в очереди - 60 часов. На погранпереходе Хребене-Рава-Русская таможенного досмотра на польской стороне ждут свыше 300 грузовиков, ждать приходится в среднем 45 часов.
Эти показатели практически совпадают с цифрами января этого года, когда очереди были вызваны забастовкой польских таможенников. Новые заторы объяснить чьими-то протестами уже нельзя. По мнению председателя польской Таможенной службы Яцека Капицы, одна из причин очередей в пунктах пропуска через польско-украинскую границу - недостаточная техническая инфраструктура и ограниченные пропускные возможности.
Пункты пропуска Дорохуск-Ягодин и Хребене-Рава-Русская традиционно считаются проблемными, т.к. через них проходят самые удобные маршруты на Киев и Львов. По данным Бяло-Подляской таможенной службы, в среднем за смену границу в Хребене в одном направлении пересекает 100-150 автопоездов, в Дорохуске - 250-300. В 2007 г. через пункт пропуска Хребене-Рава-Русская границу в обоих направлениях пересекло почти 127 тыс. грузовиков, что превышает показатели 2006 г. на 31%.
Польские таможенники заявляют, что способны ускорить проверку грузовиков и повысить уровень комфорта для водителей. Так, с целью уменьшения «пробок» на границе предлагается создать т.н. буферные паркинги. В них водители, подъезжающие к границе, могли бы ждать своей очереди, имея конкретный номер с указанным часом пересечения пункта пропуска. Однако, по мнению Таможенной службы Польши, в результате очереди переместятся на украинскую территорию, поскольку украинская сторона не в состоянии изменить темпы своей работы.
К сожалению, наши западные соседи правы. Инфраструктура и пропускные возможности украинских погранпереходов не лучше польских, а правила оформления и пропуска грузовых автомобилей гораздо жестче и запутанней. Чего стоит только усиление борьбы с контрабандой, «благодаря» которому тщательность досмотра фур значительно увеличилась, а с ней и время, проводимое автопоездом на границе.
Итак, Украина в который раз сталкивается с ситуацией, когда усилия по решению одной проблемы сводятся на нет существованием другой. Вступление в силу украинско-польского Соглашения о малом приграничном движении, подписанного 28 марта 2008 г., приведет к дальнейшему увеличению объемов грузовых и пассажирских перевозок. Но вместо оживления двусторонних экономических связей это может привести к убыткам, если работа пунктов пропуска будет заблокирована окончательно. |