09.10.2008 :: 10:57
Транспорт Украины: без законов и инвестиций
Вчерашнее заявление Президента Украины Виктора Ющенко об очередном роспуске Верховной Рады приведет к торможению реформирования и развития транспортного сектора.
8 октября 2008 г. с телеэкранов прозвучало обращение В.Ющенко, в котором он объявил о подписании указа о роспуске ВР. «В соответствии с Конституцией Украины, я объявляю о прекращении деятельности Верховной Рады Украины VI созыва и проведении досрочных парламентских выборов», - говорилось в заявлении главы государства, который в это время находился с официальным визитом в Италии.
Такой шаг Президента можно понять, ведь последний состав парламента действительно работал неэффективно. Из-за приблизительно равного соотношения сил коалиции и оппозиции о стабильном законотворческом процессе речи не шло, тем более, в условиях приближающихся президентских выборов.
Вместе с тем, такое развитие событий также не видится идеальным выходом из сложившейся ситуации. Предварительные расклады говорят о том, что симпатии избирателей сохранятся примерно в той же пропорции, а значит, новые парламентские выборы вряд ли приведут к значительным перестановкам в ВР.
А вот для экономики страны и, в частности, для транспортного комплекса очередной политический кризис является однозначно негативным фактором. Основной проблемой нужно считать очередную задержку в принятии таких необходимых нормативных актов, как Законы Украины «Об общих принципах развития государственно-частного партнерства», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «О морских портах», изменения в законодательство в соответствии с концепциями реформирования «Укрзализныци» и «Укравтодора». Без них развитие транспортного сектора на данный момент просто невозможно.
Не стоит забывать, что как раз в это время парламент должен был рассматривать и принимать Госбюджет-2009, в котором закладывались серьезные средства для развития транспортного комплекса и машиностроения. В сложившейся ситуации никто не возьмется прогнозировать, попадут ли эти суммы в окончательный вариант документа.
И, наконец, отметим, что на внутренний кризис накладываются крайне неблагоприятные внешние условия. Продолжающийся спад мировой экономики уже привел к сворачиванию многих инвестиционных программ и усложнению привлечения дешевых кредитов международных финансовых организаций. Если учесть, что большая часть средств для транспортного сектора в Госбюджете-2009 была предусмотрена именно в виде госгарантий по кредитам, к тому же, необходимая для притока инвестиций законодательная база так и не создана, становится понятно, что надеяться на иностранную поддержку отрасли не следует.
Итак, экономика Украины входит в очередную полосу неопределенности. В таких условиях иностранные инвесторы предпочтут занять выжидательную позицию, а отечественные будут заняты финансированием избирательной кампании. А это означает, что транспортному комплексу остается уповать только на «внутренние резервы» как минимум до конца 2008 г. с неясными перспективами на следующий год. |