17.04.2012 :: 14:53
Тарифный бум: грузовладельцы заплатят за новый флот
По подсчетам некоторых аналитиков, глобальные контейнерные операторы в погоне за долей рынка в период с середины 2010 г. до 2012 г. потеряли в ценовых войнах $11,4 млрд. Именно данный фактор, по их мнению, явился основной причиной низких финансовых показателей работы контейнерных линий в 2011 г.
О минусовой прибыли по итогам 2011 г. заявили компании Maersk Line, CMA CGM, Neptune Orient Line, OOCL, Hapag Lloyd, ZIM Line и другие. Аналитики Credit Suisse в очередной раз понизили кредитные рейтинги известным контейнерным компаниям Danaos и Seaspan. Рекордные убытки по итогам фискального 2011 г. (заканчивается 31.03.2012 г.) прогнозирует и одна из крупнейших японских судоходных компаний MOL. Причинами тому явились высокие цены на бункерное топливо, укрепление курса иены, замедление экономического роста в развитых странах, а также последствия землетрясения и цунами прошлого года. Но, наиболее существенным фактором, стал избыток предлагаемого на рынке тоннажа, который и привел к падению фрахтовых ставок практически во всех сегментах морских перевозок.
В то же время, по данным AXS Alphaliner, в 2012 г. компаниям потребуется порядка $20 млрд.только на выплаты долгов, связанных с заказами новых судов, плюс текущее финансирование строительства. Поэтому совершенно понятно, что иного пути как поднять тарифы на контейнерные перевозки, чтобы вернуться в зону прибыльности у них не оставалось.
Данные о прибыли (убытках) некоторых контейнерных операторов в 2010 - 2011 гг.
Компания - оператор |
Прибыль (убытки), $млн. |
2010 г. |
2011 г. |
Maersk Line |
2600,0 |
(603,0) |
Neptune Orient Line |
461,0 |
(478,0) |
ZIM Line |
54,0 |
(397,0) |
Hapag Lloyd |
€428,0 |
(€29,0) |
CMA CGM |
1600,0 |
(30,0) |
OOCL |
1860,0 |
182,35 |
Первая волна повышений ставок линейных тарифов прокатилась в марте и, вопреки прогнозам скептиков, была нормально воспринята грузоотправителями. На гребне первой волны, ведущие контейнерные линии в апреле 2012 г. предприняли очередной этап повышения ставок, который пока что также успешно реализуется, о чем свидетельствует динамика Shanghai Containerised Freight Index(SCFI) за последние два месяца. Шанхайский композитный фрахтовый индекс SCFI составлявший по состоянию на 17 февраля 949,33 пункта в начале апреля вырос до 1374,9 пункта или на 44,8%. Еще более впечатляющим выглядит увеличение SCFI на отдельных направлениях перевозок. Составлявшие в конце второй декады февраля для направления Шанхай - Северная Европа значения SCFI в размере $711/TEU в начале апреля выросли почти в два с половиной до $1770/TEU. Практически в таком же диапазоне выросли ставки и в направлении Шанхай - Средиземное море. Всплеск роста ставок коснулся не только направления Азия - Европа, но и Шанхай - Персидский залив/Красное море, где за рассматриваемый период SCFI вырос на $850/TEU или в 2,4 раза. Гораздо скромнее ставки выросли в направлении Азия - США, где их увеличение составило 8,9% - 12,8%.
Апрельское повышение ставок привело к тому, что в направлении Азия - Европа спотовые ставки в размере $1770/TEU вплотную приблизились к уровню успешного для контейнерной отрасли 2010 г.
Объявленные размеры очередного этапа повышения ставок некоторыми контейнерными операторами/судовладельцами по состоянию на начало апреля 2012 г.
Контейнерный оператор/ судовладелец |
Направление перевозок |
База повы-шения |
Размер повышения ($) |
Дата |
за TEU |
за FEU |
Maersk Line |
С.-Петербург/ Финляндия/ Прибалтика - Индия/ Д. Восток |
ECS |
300 |
600 |
15.04.12 |
С.-Петербург - Пуэрто-Рико |
GRI |
200 |
400 |
27.04.12 |
Д. Восток - Европа |
GRI |
400 |
н.д. |
01.04.12 |
Сев. Европа - Азия |
GRI |
300 |
н.д. |
01.05.12 |
Д. Восток - США/Канада |
GRI |
320 |
400 |
15.04.12 |
MCC Transport |
Азия - Владивосток |
GRI |
60 |
90 |
01.04.12 |
CMA CGM |
Индия - Сев. Европа/Сред. море/ Черн. море |
GRI |
150 |
300 |
02.04.12 |
Сред. море/Черн. море - Вост. поб. США |
GRI |
200 |
300 |
15.04.12 |
Сев.Европа-Греция/Турция/Сирия/Алжир Ливан/Египет/Мальта/Ливия/Тунис |
GRI |
€125 |
€200 |
01.04.12 |
Греция/Турция/Сирия/ Ливан/Египет/Мальта/Кипр - Сев.Европа |
GRI |
€50 |
€75 |
01.04.12 |
Греция/Турция/Сирия/Ливан/Египет/Мальта/Кипр - Красное море/Перс.залив |
GRI |
100 |
150 |
01.04.12 |
Азия - Южная Африка |
GRI |
300 |
н.д. |
01.04.12 |
Азия - Западная Африка |
GRI |
250 |
н.д. |
01.04.12 |
Westbound Transpacific Stabilization Agreement
(10 компаний) |
США - Д. Восток |
GRI |
50 |
100 |
01.04.12 |
Hapag Lloyd |
Сев. Европа - Турция/Греция |
GRI |
50 |
180 |
01.04.12 |
США - Сев. Европа |
GRI |
240 |
300 |
01.04.12 |
Мексика - Сев. Европа |
GRI |
200 |
250 |
01.04.12 |
Сред. море - Латинская Америка |
GRI |
€150 |
н.д. |
01.04.12 |
Япония - Кр. море |
GRI |
250 |
н.д. |
01.04.12 |
Hapag Lloyd |
Сев.Европа - Сред. море/Индийский субконтинент |
PSS |
250 |
н.д. |
01.05.12 -31.07.12 |
OOCL |
Д. Восток - Сев. Европа/ Сред. море/ Черн. море |
GRI |
450 |
н.д. |
01.05.12 |
Европа - Канада/США |
GRI |
320 |
400 |
01.04.12 |
Сев. Европа - Д. Восток |
GRI |
200 |
300 |
05.04.12 |
APL |
Д. Восток - Сев. Европа/Сред. море |
GRI |
400 |
н.д. |
01.04.12 |
UASC |
Сев. Европа - Азия |
GRI |
100 |
н.д. |
01.04.12 |
Hanjin Shipping |
Д. Восток - Сев. Европа/ Сред. море |
GRI |
400 |
н.д. |
01.04.12 |
MSC |
Азия - Европа/Сред. море |
GRI |
400 |
н.д. |
01.04.12 |
ZIM Line |
Азия - Европа/Сред. море/Черн. море |
GRI |
475 |
н.д. |
01.04.12 |
GRI - General Rate Increasing
PSS - Peak Season Surcharge
ECS - Emergency Congestion Surcharge
О марже контейнерных операторов можно судить исходя из того, что себестоимость ячейки, по данным CIMB Securities, при перевозках на рассматриваемом направлении судами вместимостью 8000 TEU составляет $980/TEU, на контейнеровозах вместимостью 10000 TEU - $840/TEU, а вместимостью 12000 TEU - $790/TEU. Для контейнеровозов меньшей вместимости себестоимость составляет $1000 - $1200 /TEU. Приведенные данные говорят о том, что в апреле 2012 г. прибыльность контейнерных перевозок в направлении Азия - Европа для линейных операторов четко перешла в зону положительных значений, чего не было с середины прошлого года. Этого пока не скажешь о владельцах тайм-чартерного контейнерного тоннажа. Их выходящие из чартеров суда являются первыми кандидатами для постановки на прикол, чему в немалой степени способствуют слот - чартерные соглашения и другие формы кооперации между линейными операторами, приводящие к снижению потребности в тайм - чартерном тоннаже.
Таким образом, ведущие контейнерные операторы, в том числе Maersk Line, MSC, CMA CGM, Hapag Lloyd, Hanjin Shipping, OOCL, ZIM Line и другие добились поставленной цели, успешно проведя два этапа повышения ставок. Справедливости ради следует отметить, что перед очередным этапом повышения компания Maersk Line приняла решение о сокращении провозной способности в направлении Азия - Европа на 9% и начале обмена слотами с компанией CMA CGM. Правда, в дальнейшем, компания Maersk Line собирается сосредоточиться на повышении прибыльности перевозок и, не сокращая свои перевозочные мощности на каких-либо направлениях ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе.
Однако, в то же время нельзя сказать, что проблемы линейных операторов после достаточно резкого повышения ставок на отдельных направлениях контейнерных перевозок остались позади. По мнению Drewry Shipping Consultants, повышательный тренд, который наблюдается в сфере линейных перевозок, не продержится долго, если не будет решаться проблема избыточного тоннажа. И данная проблема является главным камнем преткновения на рынке.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua[AT] |