06.06.2012 :: 16:20
Сухогрузный тоннаж: панамаксы «терпят бедствие»
От середины марта и до середины мая 2012 г. Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа (BDI) имел преимущественно повышательный тренд, позволивший компенсировать обвальное падение начала года. Третья же декада мая вернула BDI в негативную зону.
Достигнув в середине мая 2012 г. максимального значения в 1165 пунктов, BDI к концу месяца снизился до 923 пунктов или на 20,8%. Поэтому, иначе, как драматической, сложившуюся на фрахтовом рынке к концу мая ситуацию брокеры, не называют. Индекс фрахта для балкеров типа «кейпсайз» (BCI), занимающихся перевозками железной руды и угля, упал сразу на 319 пунктов или 19,8%, что стало третьим по счету крупнейшим падением этого года.
Однако, в наибольшей степени из-за снижения фрахтовой конъюнктуры пострадали панамаксы. По сравнению с началом мая BPI в конце месяца снизился на 790 пунктов или 46,1%. Меньше всего майское падение фрахтовых ставок затронуло хендисайзы, для которых индекс за месяц даже вырос на 4,8%.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в мае 2012 г.
Тип тоннажа |
01.05.12 |
16.05.12 |
31.05.12 |
Балкера кейпсайз (BCI) |
1494 |
1632 |
1319 |
Балкера панамакс (BPI) |
1713 |
1266 |
923 |
Балкера супрамакс (BSI) |
1098 |
1106 |
1034 |
Балкера хендисайз (BHI) |
600 |
632 |
629 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
1152 |
1137 |
923 |
Источник: Clarkson
Сузившийся в марте-апреле разрыв в уровне ставок рейсового тайм-чартера на балкерные перевозки, в мае вновь стал достигать почти двукратной величины. Этому способствовало сокращение спроса на железную руду и уголь в Китае, и непрекращающийся приток нового тоннажа с Дальневосточных верфей.
Попытки судовладельцев исправить ситуацию путем отправки балкеров в балласте в Атлантику привели к тому, что и там, учитывая ограниченную грузовую базу, усилилась конкуренция и снизились фрахтовые ставки. Поддерживавшие рынок в Атлантике на протяжении первых двух недель мая отправки зерна во второй половине месяца исчерпали свой потенциал и не могли обеспечить загрузку прибывающей в балласте армады балкеров. К тому же, пик зернового сезона в Южной Америке закончился. То же самое относится и к значительно возросшим отгрузкам сахара-сырца из портов Бразилии на Китай, которых также оказалось явно недостаточно, чтобы удержать рынок.
Средние ставки тайм-чартера на балкера различного типоразмера в мае 2012 г., $/сут.
Типоразмер балкеров |
01.05.12 |
16.05.12 |
31.05.12 |
Кейпсайз |
6425 |
8921 |
5036 |
Панамакс |
13677 |
10101 |
7348 |
Супрамакс |
11486 |
11562 |
10813 |
Хендисайз |
9036 |
9480 |
9344 |
Соотношение ставок кейпсайз/панамакс |
0,47 |
0,88 |
0,69 |
Источник: Optima
Фрахтовый рынок балкерного тоннажа в мае не смогло спасти и заметно выросшие простои балкеров в портах погрузки/выгрузки. В середине месяца порядка 60 млн. т или 10% дедвейта действующего флота было связано простоями в портах Австралии, Бразилии, Индии и Китая. Простои затронули все типоразмеры тоннажа, но особенно резко выросли для балкеров супрамакс и хендисайз. Этому в немалой степени способствовало то, что в главных портах Бразилии простаивали суда, ожидавшие отгрузки более 1 млн. т сахара-сырца. Только за одну неделю мая количество неотгруженного сахара выросло на 19%.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в мае 2012 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI
|
Максимум |
1638 |
1713 |
1124 |
651 |
1165 |
Минимум |
1319 |
923 |
1034 |
600 |
923 |
Среднее |
1538 |
1297 |
1105 |
626 |
1104 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,24 |
1,86 |
1,09 |
1,09 |
1,26 |
К-во смен тренда
повышение |
1 |
1 |
2 |
– |
2 |
К-во смен тренда
понижение |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Анализ уровня тайм-чартерных ставок в зависимости от продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа в мае 2012 г.
Показатели |
Панамаксы |
Хэндимаксы |
Хэндисайзы |
Полугодичный тайм-чартер |
1. Количество принятых в расчет сделок, ед. |
21 |
10 |
5 |
2. Диапазон ставок, $/сут. |
|
|
|
Min |
8500 |
9500 |
7500 |
Max |
17500 |
18500 |
10250 |
3. Репрезентативная ставка, $/сут. |
11200 |
12900 |
9250 |
Годичный тайм-чартер |
1. Количество принятых в расчет сделок, ед. |
7 |
1 |
– |
2. Диапазон ставок, $/сут. |
|
|
|
Min |
10500 |
10500 |
– |
Max |
11800 |
10500 |
– |
3. Репрезентативная ставка, $/сут. |
11250 |
10500 |
– |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
На сегодняшний день, избыток тоннажа является главной проблемой рынка, обусловившей спад фрахтовой конъюнктуры, что в свою очередь привело к убыточности балкерных перевозок. По прогнозам аналитиков Clarkson Research Services (CRS) при росте объемов мировой морской торговли навалочными и насыпными грузами в 2012 г. на уровне 4,9% прирост балкерного тоннажа должен составить 12%, что никак не будет способствовать сбалансированности спроса и предложения.
Пополнение новыми балкерами в 2012 г. будет колебаться от 4% действующего флота «хендисайзов», до 14% в секторе «панамаксов». В CRS подсчитали, что в пересчете на балкера «панамакс» прирост спроса в 2012 г. составит 346 судов, а прирост предложения - 1104 судна, т.е. избыточный тоннаж составит 759 ед., что более чем в два раза превысит спрос.
Объемы перевозок балкерных грузов в 2002-2012 гг., в млн. т
Грузы |
2002 |
2011 |
2012* |
2012/2002, % |
2012/2011, % |
1. Основные балкерные грузы |
1397 |
2473 |
2569 |
+83,9 |
+3,9 |
в т.ч. железная руда |
483 |
1052 |
1094 |
+126,5 |
+4,0 |
Уголь |
559 |
944 |
985 |
+76,2 |
+4,3 |
Зерно |
269 |
343 |
349 |
+29,7 |
+1,7 |
Бокситы |
56 |
109 |
115 |
+105,4 |
+5,5 |
Фосфаты |
30 |
25 |
26 |
-13,3 |
+4,0 |
2. Неосновные балкерные грузы |
861 |
1240 |
1277 |
+48,3 |
+3,1 |
в т.ч. сахар |
44 |
49 |
47 |
+6,8 |
-4,1 |
с/х продукция |
89 |
129 |
132 |
+48,3 |
+2,3 |
Удобрения |
70 |
97 |
101 |
+44,3 |
+4,1 |
Металлолом |
68 |
114 |
117 |
+72,1 |
+2,6 |
Чугун |
13 |
14 |
14 |
+7,7 |
0 |
Кокс |
54 |
67 |
69 |
+27,8 |
+3,0 |
Цемент |
75 |
91 |
94 |
+25,3 |
+3,3 |
Никелевая руда |
5 |
54 |
56 |
+1020,0 |
+3,7 |
Антрацит |
23 |
62 |
65 |
+182,6 |
+4,8 |
Лес и пиломатериалы |
160 |
178 |
185 |
+15,6 |
+3,9 |
Металлопрокат |
198 |
279 |
291 |
+47,0 |
+4,3 |
Прочие |
61 |
105 |
109 |
+78,7 |
+3,8 |
3. Итого балкерные грузы |
2258 |
3713 |
3846 |
+70,3 |
+3,6 |
4. Прочие сухогрузы (брейк-балк и контейнеры) |
1663 |
2285 |
2442 |
+46,8 |
+6,9 |
5. Всего сухогрузы |
3921 |
5998 |
6289 |
+60,4 |
+4,9 |
Источник: CRS
* - прогноз
Об отрицательной или очень низкой операционной прибыли в секторе балкерных перевозок по итогам 1-го квартала 2012 г. объявили такие известные компании как STX Pan Ocean, Eagle Bulk, HYUNDAI Merchant Marine, Malaysian Bulk Carriers (Maybulk), Shipping Corp of India (SCI) и другие. Доходы судовладельцев Греции, которым принадлежит 3760 судов мирового торгового флота, за 2011 г. упали на 8,6%, а в 2012 г. снизятся еще заметнее - отмечается в отчете Союза Греческих Судовладельцев.
Причем, уровень ставок для балкеров «кейпсайз» в конце мая достиг исторического минимума в размере 5036 $/сут., и это притом, что уровень операционных издержек судов данного класса составляет порядка 20 тыс. $/сут. Поэтому большинство аналитиков полагает, что во второй половине года ставки на кейпсайзы начнут расти. О таком же сценарии свидетельствуют фьючерсные сделки, заключаемые на вторую половину 2012 г. и 2013 г.
Средний уровень фьючерсных сделок на балкерный тоннаж на рынке FFA
Тип тоннажа |
Дата котировки |
Период фьючерсной сделки |
май 2012 г. |
3 кв. 2012 г. |
2013 г. |
Кейпсайзы |
03.05.12 |
8600 |
11725 |
14500 |
16.05.12 |
8900 |
1150 |
13950 |
31.05.12 |
6200 |
8600 |
11675 |
Панамаксы |
03.05.12 |
11675 |
9150 |
10175 |
16.05.12 |
10750 |
9075 |
10100 |
31.05.12 |
7100 |
7950 |
9125 |
Супермаксы |
03.05.12 |
11325 |
10250 |
10625 |
16.05.12 |
11375 |
9750 |
10375 |
31.05.12 |
9300 |
8675 |
9275 |
Источник: Clarkson
Делая прогнозы по дальнейшему развитию фрахтовой конъюнктуры, следует принимать во внимание то, что продолжает сокращаться активность китайского промышленного сектора, в свою очередь снижая спрос на судоходном рынке. Уже к середине мая покупатели железной руды и коксующегося угля в Китае просили трейдеров отсрочить поставки сырья, поскольку местные производители стальной продукции сократили выпуск из-за снижения спроса и цен.
Настораживает то, что существенное замедление роста спроса на сталь и, соответственно, железорудное сырье может сохраниться надолго. По мнению аналитиков Societe Generale весьма вероятно, что это не временная коррекция из-за локального спада активности в КНР, а структурное изменение на фоне замедления роста экономики. Поэтому спрос, наверное, будет расти, но гораздо медленнее, чем за последние 10 лет. В первом квартале 2012 г. ВВП Китая вырос на 8,1%, что является минимальным показателем с 2009 г.
Аналогичную тенденцию продемонстрировала и индийская экономика, показавшая рост всего на 5,3%, что является минимальным за 9 лет (в последние годы обычным для нее был показатель роста выше 8%). Отметим, что Индия была одной из надежд мировой экономики на восстановление после обвала конца 2008 г., но, судя по всему, в настоящее время этим расчетам не суждено сбыться. Таким образом, замедление темпов роста экономик Китая и Индии предвещают серьезные неприятности всему миру. Некоторые аналитики ожидают, что эффект домино в полной мере проявит себя еще до конца 2012 г.
Но, есть и обнадеживающие прогнозы. Хотя мировой рынок коксующегося угля пребывает в настоящее время в глубокой депрессии, аналитики прогнозируют его бурный подъем во втором полугодии. Так, австралийское Bureau of Resources and Energy Economics (BREE) утверждает, что в 2012 г. оборот мировой торговли коксующимся углем вырастет на 9,6% после спада на 0,7% в минувшем году. По оценкам того же BREE, в этом году китайский спрос на импортный коксующийся уголь может увеличиться до 63 млн. т или на 37%. Вырастет спрос на коксующийся уголь и в Индии. По прогнозу Fitch Ratings, в 2012 г. импорт коксующегося угля Индией достигнет 36,8 млн. т.
В заключение стоит отметить, что несмотря на переживаемый мировым судоходством в настоящее время самый глубокий кризис с середины 80-х гг. прошлого века, пока что не видно явных проявлений тех «катаклизмов», которые имели место в прошлом. Так, достаточно немногочислен находящийся на приколе балкерный тоннаж, не приняли обвального характера аресты судов по долговым обязательствам, да и банкротство судоходных компаний пока что носит единичный характер. Морские аналитики объясняют это непрекращающимся ростом мировой торговли, благодаря чему все же удается абсорбировать значительную часть избыточного тоннажа и тем самым сгладить кризисные явления.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua[AT] |