Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Тема дня
06.06.2012 :: 16:20
Сухогрузный тоннаж: панамаксы «терпят бедствие»

От середины марта и до середины мая 2012 г. Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа (BDI) имел преимущественно повышательный тренд, позволивший компенсировать обвальное падение начала года. Третья же декада мая вернула BDI в негативную зону.

Достигнув в середине мая 2012 г. максимального значения в 1165 пунктов, BDI к концу месяца снизился до 923 пунктов или на 20,8%. Поэтому, иначе, как драматической, сложившуюся на фрахтовом рынке к концу мая ситуацию брокеры, не называют. Индекс фрахта для балкеров типа «кейпсайз» (BCI), занимающихся перевозками железной руды и угля, упал сразу на 319 пунктов или 19,8%, что стало третьим по счету крупнейшим падением этого года.

Однако, в наибольшей степени из-за снижения фрахтовой конъюнктуры пострадали панамаксы. По сравнению с началом мая BPI в конце месяца снизился на 790 пунктов или 46,1%. Меньше всего майское падение фрахтовых ставок затронуло хендисайзы, для которых индекс за месяц даже вырос на 4,8%.

Динамика Балтийского фрахтового индекса в мае 2012 г.

Тип тоннажа

01.05.12

16.05.12

31.05.12

Балкера кейпсайз (BCI)

1494

1632

1319

Балкера панамакс (BPI)

1713

1266

923

Балкера супрамакс (BSI)

1098

1106

1034

Балкера хендисайз (BHI)

600

632

629

БФИ сухогрузного тоннажа (BDI)

1152

1137

923

Источник: Clarkson

bdi_05_12.jpg

Сузившийся в марте-апреле разрыв в уровне ставок рейсового тайм-чартера на балкерные перевозки, в мае вновь стал достигать почти двукратной величины. Этому способствовало сокращение спроса на железную руду и уголь в Китае, и непрекращающийся приток нового тоннажа с Дальневосточных верфей.

Попытки судовладельцев исправить ситуацию путем отправки балкеров в балласте в Атлантику привели к тому, что и там, учитывая ограниченную грузовую базу, усилилась конкуренция и снизились фрахтовые ставки. Поддерживавшие рынок в Атлантике на протяжении первых двух недель мая отправки зерна во второй половине месяца исчерпали свой потенциал и не могли обеспечить загрузку прибывающей в балласте армады балкеров. К тому же, пик зернового сезона в Южной Америке закончился. То же самое относится и к значительно возросшим отгрузкам сахара-сырца из портов Бразилии на Китай, которых также оказалось явно недостаточно, чтобы удержать рынок.

Средние ставки тайм-чартера на балкера различного типоразмера в мае 2012 г., $/сут.

Типоразмер балкеров

01.05.12

16.05.12

31.05.12

Кейпсайз

6425

8921

5036

Панамакс

13677

10101

7348

Супрамакс

11486

11562

10813

Хендисайз

9036

9480

9344

Соотношение ставок кейпсайз/панамакс

0,47

0,88

0,69

Источник: Optima

Фрахтовый рынок балкерного тоннажа в мае не смогло спасти и заметно выросшие простои балкеров в портах погрузки/выгрузки. В середине месяца порядка 60 млн. т или 10% дедвейта действующего флота было связано простоями в портах Австралии, Бразилии, Индии и Китая. Простои затронули все типоразмеры тоннажа, но особенно резко выросли для балкеров супрамакс и хендисайз. Этому в немалой степени способствовало то, что в главных портах Бразилии простаивали суда, ожидавшие отгрузки более 1 млн. т сахара-сырца. Только за одну неделю мая количество неотгруженного сахара выросло на 19%.

Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в мае 2012 г.

Показатели

BCI

BPI

BSI

BHI

BDI

Максимум

1638

1713

1124

651

1165

Минимум

1319

923

1034

600

923

Среднее

1538

1297

1105

626

1104

Коэффициент волатильности max/min

1,24

1,86

1,09

1,09

1,26

К-во смен тренда

повышение

1

1

2

2

К-во смен тренда

понижение

2

1

3

1

2

Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»

Анализ уровня тайм-чартерных ставок в зависимости от продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа в мае 2012 г.

Показатели

Панамаксы

Хэндимаксы

Хэндисайзы

Полугодичный тайм-чартер

1. Количество принятых в расчет сделок, ед.

21

10

5

2. Диапазон ставок, $/сут.

     

Min

8500

9500

7500

Max

17500

18500

10250

3. Репрезентативная ставка, $/сут.

11200

12900

9250

Годичный тайм-чартер

1. Количество принятых в расчет сделок, ед.

7

1

2. Диапазон ставок, $/сут.

     

Min

10500

10500

Max

11800

10500

3. Репрезентативная ставка, $/сут.

11250

10500

Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»

На сегодняшний день, избыток тоннажа является главной проблемой рынка, обусловившей спад фрахтовой конъюнктуры, что в свою очередь привело к убыточности балкерных перевозок. По прогнозам аналитиков Clarkson Research Services (CRS) при росте объемов мировой морской торговли навалочными и насыпными грузами в 2012 г. на уровне 4,9% прирост балкерного тоннажа должен составить 12%, что никак не будет способствовать сбалансированности спроса и предложения.

Пополнение новыми балкерами в 2012 г. будет колебаться от 4% действующего флота «хендисайзов», до 14% в секторе «панамаксов». В CRS подсчитали, что в пересчете на балкера «панамакс» прирост спроса в 2012 г. составит 346 судов, а прирост предложения - 1104 судна, т.е. избыточный тоннаж составит 759 ед., что более чем в два раза превысит спрос.

Объемы перевозок балкерных грузов в 2002-2012 гг., в млн. т

Грузы

2002

2011

2012*

2012/2002, %

2012/2011, %

1. Основные балкерные грузы

1397

2473

2569

+83,9

+3,9

в т.ч. железная руда

483

1052

1094

+126,5

+4,0

Уголь

559

944

985

+76,2

+4,3

Зерно

269

343

349

+29,7

+1,7

Бокситы

56

109

115

+105,4

+5,5

Фосфаты

30

25

26

-13,3

+4,0

2. Неосновные балкерные грузы

861

1240

1277

+48,3

+3,1

в т.ч. сахар

44

49

47

+6,8

-4,1

с/х продукция

89

129

132

+48,3

+2,3

Удобрения

70

97

101

+44,3

+4,1

Металлолом

68

114

117

+72,1

+2,6

Чугун

13

14

14

+7,7

0

Кокс

54

67

69

+27,8

+3,0

Цемент

75

91

94

+25,3

+3,3

Никелевая руда

5

54

56

+1020,0

+3,7

Антрацит

23

62

65

+182,6

+4,8

Лес и пиломатериалы

160

178

185

+15,6

+3,9

Металлопрокат

198

279

291

+47,0

+4,3

Прочие

61

105

109

+78,7

+3,8

3. Итого балкерные грузы

2258

3713

3846

+70,3

+3,6

4. Прочие сухогрузы (брейк-балк и контейнеры)

1663

2285

2442

+46,8

+6,9

5. Всего сухогрузы

3921

5998

6289

+60,4

+4,9

Источник: CRS

* - прогноз

Об отрицательной или очень низкой операционной прибыли в секторе балкерных перевозок по итогам 1-го квартала 2012 г. объявили такие известные компании как STX Pan Ocean, Eagle Bulk, HYUNDAI Merchant Marine, Malaysian Bulk Carriers (Maybulk), Shipping Corp of India (SCI) и другие. Доходы судовладельцев Греции, которым принадлежит 3760 судов мирового торгового флота, за 2011 г. упали на 8,6%, а в 2012 г. снизятся еще заметнее - отмечается в отчете Союза Греческих Судовладельцев.

Причем, уровень ставок для балкеров «кейпсайз» в конце мая достиг исторического минимума в размере 5036 $/сут., и это притом, что уровень операционных издержек судов данного класса составляет порядка 20 тыс. $/сут. Поэтому большинство аналитиков полагает, что во второй половине года ставки на кейпсайзы начнут расти. О таком же сценарии свидетельствуют фьючерсные сделки, заключаемые на вторую половину 2012 г. и 2013 г.

Средний уровень фьючерсных сделок на балкерный тоннаж на рынке FFA

Тип тоннажа

Дата котировки

Период фьючерсной сделки

май 2012 г.

3 кв. 2012 г.

2013 г.

Кейпсайзы

03.05.12

8600

11725

14500

16.05.12

8900

1150

13950

31.05.12

6200

8600

11675

Панамаксы

03.05.12

11675

9150

10175

16.05.12

10750

9075

10100

31.05.12

7100

7950

9125

Супермаксы

03.05.12

11325

10250

10625

16.05.12

11375

9750

10375

31.05.12

9300

8675

9275

Источник: Clarkson

Делая прогнозы по дальнейшему развитию фрахтовой конъюнктуры, следует принимать во внимание то, что продолжает сокращаться активность китайского промышленного сектора, в свою очередь снижая спрос на судоходном рынке. Уже к середине мая покупатели железной руды и коксующегося угля в Китае просили трейдеров отсрочить поставки сырья, поскольку местные производители стальной продукции сократили выпуск из-за снижения спроса и цен.

Настораживает то, что существенное замедление роста спроса на сталь и, соответственно, железорудное сырье может сохраниться надолго. По мнению аналитиков Societe Generale весьма вероятно, что это не временная коррекция из-за локального спада активности в КНР, а структурное изменение на фоне замедления роста экономики. Поэтому спрос, наверное, будет расти, но гораздо медленнее, чем за последние 10 лет. В первом квартале 2012 г. ВВП Китая вырос на 8,1%, что является минимальным показателем с 2009 г.

Аналогичную тенденцию продемонстрировала и индийская экономика, показавшая рост всего на 5,3%, что является минимальным за 9 лет (в последние годы обычным для нее был показатель роста выше 8%). Отметим, что Индия была одной из надежд мировой экономики на восстановление после обвала конца 2008 г., но, судя по всему, в настоящее время этим расчетам не суждено сбыться. Таким образом, замедление темпов роста экономик Китая и Индии предвещают серьезные неприятности всему миру. Некоторые аналитики ожидают, что эффект домино в полной мере проявит себя еще до конца 2012 г.

Но, есть и обнадеживающие прогнозы. Хотя мировой рынок коксующегося угля пребывает в настоящее время в глубокой депрессии, аналитики прогнозируют его бурный подъем во втором полугодии. Так, австралийское Bureau of Resources and Energy Economics (BREE) утверждает, что в 2012 г. оборот мировой торговли коксующимся углем вырастет на 9,6% после спада на 0,7% в минувшем году. По оценкам того же BREE, в этом году китайский спрос на импортный коксующийся уголь может увеличиться до 63 млн. т или на 37%. Вырастет спрос на коксующийся уголь и в Индии. По прогнозу Fitch Ratings, в 2012 г. импорт коксующегося угля Индией достигнет 36,8 млн. т.

В заключение стоит отметить, что несмотря на переживаемый мировым судоходством в настоящее время самый глубокий кризис с середины 80-х гг. прошлого века, пока что не видно явных проявлений тех «катаклизмов», которые имели место в прошлом. Так, достаточно немногочислен находящийся на приколе балкерный тоннаж, не приняли обвального характера аресты судов по долговым обязательствам, да и банкротство судоходных компаний пока что носит единичный характер. Морские аналитики объясняют это непрекращающимся ростом мировой торговли, благодаря чему все же удается абсорбировать значительную часть избыточного тоннажа и тем самым сгладить кризисные явления.

Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua[AT]

Все темы дня >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}