Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

18.11.2019 :: 06:16

Конвенции «Укрзализныци» на 18 ноября 2019 г. ©
18.11.2019 :: 06:02

За прошедшую неделю Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс упал на 40,2 пункта ©
17.11.2019 :: 17:07

В Николаевской области ликвидировали пожар в пассажирском поезде
17.11.2019 :: 17:00

Минэкономики уволило почти полсотни руководителей госпредприятий - Т.Милованов
17.11.2019 :: 12:44

Захваченные РФ украинские корабли выводят из Керчи
17.11.2019 :: 11:46

Захваченные РФ корабли еще не вышли из Керчи - эксперт



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Тема дня
20.08.2012 :: 15:21
Рынок контейнерного тоннажа: дисбаланс продолжается

Поступление нового контейнерного тоннажа более чем в 5 раз превосходит списание старых контейнеровозов, при этом на скрап уходят суда возрастом 10-15 лет.

По состоянию на начало августа 2012 г. мировой флот контейнеровозов состоял из 5138 судов суммарной вместимостью 16,05 млн. TEU, хотя еще ровно год назад вместимость действующего контейнерного флота едва достигала 15 млн. TEU. Только за семь месяцев 2012 г. в строй вступило 136 новых контейнеровозов общей вместимостью 903 тыс. TEU. За этот же период на скрап ушло 92 судна вместимостью 173 тыс. TEU. Таким образом, поступление
нового контейнерного тоннажа более чем в 5 раз превосходит списание старых контейнеровозов. При этом, если средняя вместимость вновь поступающих контейнеровозов составляла 6640 TEU, то уходящих на разделку судов она составляла много меньше - всего 1880 TEU.

Пока что фактическое списание контейнерного тоннажа на скрап за 7 с небольшим месяцев 2012 г. составило 173 тыс. TEU, что опережает сделанный ASX Alphaliner прогноз, в котором говорилось о 200 тыс. TEU за весь 2012 г. Однако, уже на 2013 г., Alphaliner уменьшает свой прогноз до 100 тыс. TEU, это связано с тем, что контейнерный флот является одним из самых молодых. Брокеры сообщают, что в июле на разделку ушел контейнеровоз Fresene возрастом 15 лет, что свидетельствует о неверии его владельца в позитивное развитие рынка в ближайшее время. Зафиксирована была и продажа на скрап 10-ти летнего контейнеровоза, правда в поврежденном состоянии. Это неудивительно, поскольку на рынке слишком много судов и недостаточно грузов, чтобы обеспечить их загрузку. По мнению руководства компании Maersk Lines, если не произойдет никаких радикальных изменений, текущая ситуация с избытком тоннажа может продлиться еще от 3-х до 5-ти лет.

Состав существующего контейнерного флота и мировой портфель заказов по состоянию на 01.08.2012 г.

Размер тоннажа по вместимости, TEU

Состав флота

Портфель заказов

Доля заказов, %

количество судов, ед.

вместимость, тыс. TEU

количество судов, ед.

вместимость, тыс. TEU

100-999

1202

729,9

15

11,8

1,6

1000-1999

1277

1803,8

79

111,6

6,2

2000-2999

682

1734,3

26

67,4

3,9

3000+ (панамаксы)

964

3977,1

28

116,2

2,9

3000-7999 (постпанамаксы)

569

3356,8

136

679,1

20,2

8000+ (постпанамаксы)

445

4447,2

227

2610,2

58,7

Всего

5139

16049,2

511

3596,3

22,4

Источник: Clarkson Research Services

Увеличившаяся, в течение июля, с 432 до 467 тыс. TEU, вместимость находящегося на приколе контейнерного тоннажа, по-прежнему, значительно меньше мартовского уровня - 838 тыс. TEU. При этом, доля неработающих судов линейных операторов сократилась до 115,7 тыс. TEU, в то время как оставшаяся часть незанятого флота пришлась на неоперирующих судовладельцев. В составе поставленных на прикол контейнеровозов преимущественно находятся суда от 500 TEU до 3000 TEU. Еще одним моментом, характеризующим слабость сегодняшнего контейнерного рынка является то, что все больше операторов возвращают зафрахтованные суда владельцам.

Избытку тоннажа в немалой степени способствовала постановка на сервисы новых контейнеровозов повышенной вместимости. Так, доля контейнеровозов вместимостью 8000 TEU и более на маршрутах, соединяющих Дальний Восток и Европу в июле 2012 г. составляла 75,7% по сравнению с 66,3% в июле прошлого года. На транс-тихоокеанских маршрутах и сама доля этих судов и ее рост были гораздо ниже - с 26,3% в 2011 г. до 29,5% - в июле 2012 г. Тем не менее, наибольший избыток тоннажа коснулся судов вместимостью 2000-3000 TEU, в результате на приколе оказалось 8,7% данной категории тоннажа. Тем не менее, следует отметить, что ускоренное списание контейнеровозов на скрап и незначительное увеличение числа судов, поставленных на прикол, не смогли компенсировать массированные поставки новостроя.

В своем последнем обзоре аналитики RS Platou отмечают, что в июле наблюдался умеренный рост контейнерных перевозок на США, в то время, как импорт контейнеров в Европу из Азии и США уменьшился, так же, как активность внутри азиатских контейнерных перевозок, по сравнению с предыдущими месяцами. По данным Container Trades Statistics, на протяжении всех трех весенних месяцев объемы перевозок контейнеров на Европу последовательно снижались. Так, в мае Европа импортировала товары, в объеме 1760,6 тыс. TEU, что в годовом исчислении показывает снижение на 7,38%. По прогнозам HacKett Assotiation и бременского института ISL рост импортных контейнеров на Европу в 2012 г. составит всего 1,5%, в то время как в экспортном направлении этот показатель вырастет на 3%. Это почти в три раза меньше аналогичных показателей 2011 г. Настораживает и то, что рост оборота крупнейшего контейнерного порта мира Шанхай в I полугодии 2012 г. составил всего 3,7%, по сравнению с 10,1% аналогичного периода 2011 г., а за 7 месяцев 2012 г. опустился до отметки в 2,6%.

Если до кризиса 2009 г. наибольшие темпы роста контейнерных перевозок наблюдались в Черноморско-Средиземноморском регионе, то сейчас пальма первенства переходит к внутренним латиноамереканским перевозкам, а также на страны Западной Африки. По прогнозам Dynamar отправки из азиатских стран на Западную Африку к 2013 г. должны вырасти на треть по сравнению с 2011 г. и достигнуть 1,54 млн. TEU. Экспорт контейнеров из Северной Европы к этому времени увеличится до 1,31 млн. TEU, уступив отправкам из Азии 223 тыс. TEU, что вдвое превышает уровень 2011 г. Неблагоприятным моментом в этой статистике является дисбаланс между гружеными и порожними контейнерами, который увеличится с 54% в 2011 г. до 59% в 2013 г. То есть, почти две трети контейнеров, доставленных в порты Западной Африки, в обратном направлении будут уходить порожними. Кроме того, существенный рост наблюдается на сервисах между Азией и Ближним Востоком.

Контейнерооборот некоторых портов мира в январе - июле 2012 г.

Порт/страна

Контейнерооборот п/г (7 мес.) 2012 г., тыс. TEU

Изменение (+) (-), 2012/2011, %

Порты Китая (морские и речные)

84590,0

+8,8

Шанхай (КНР)

15860,0 (18707,0)

+3,66 (+2,7)

Шеньчжень (КНР)

1880,0*

+1,3

Сингапур

1564,0

+7,3

Гонконг (Китай)

11770,0

-0,7

Каошунг (Тайвань)

4860,0

+1,5

Лонг Бич (США)

4290,0

-8,2

Лос-Анджелес (США)

4010,0

+6,5

Терминалы DP World

28200,0

+7,5

Антверпен (Бельгия)

4363,0

-0,4

Барселона (Испания)

850,0

-20,0

Хайфа (Израиль)

719,9

+12,0

Марсель (Франция)

520,1

+14,0

Варна (Болгария)

(75,0)

(+7,0)

Рига (Латвия)

178,6 (213,1)

+26,0 (+27,1)

Мууга (Эстония)

116,1

+27,0

Хельсинки (Финляндия)

(242,1)

(+4,8)

Котка (Финляндия)

(363,9)

(+5,2)

Раума (Финляндия)

(153,7)

(+20,2)

Всего: порты Финляндии

(759,6)

(+7,8)

КТСП (С.-Петербург, РФ)

128,5

+300,0

ВКТ (РФ)

(232,5)

(+8,7)

Одесский МТП

(255,0)

(+2,5)

Ильичевский МТП

105,2

-21,1

* - только за июнь 2012 г. Источники: Fairplay, SeaNews, PortNews

Таким образом, следует констатировать, что предложение тоннажа по-прежнему превышает спрос на контейнерные перевозки, что не позволяет фрахтовым ставкам реально сдвинуться в сторону повышения. В то же время по единодушному мнению аналитиков тихоокеанское направление контейнерных перевозок из Азии в США до конца 2012 г. будет оставаться более благоприятной, чем на маршрутах Азия - Европа, как с точки зрения объемов, так и вместимости задействованного на сервисах флота. Однако, по мнению некоторых аналитиков уже в четвертом квартале с.г. доходы контейнерных линий могут упасть. При этом в течение пикового сезона (3-й квартал) ставки будут оставаться стабильными, однако после его окончания объемы сократятся, а на рынок выйдет новый тоннаж. Аналитики Drewry придерживаются того же мнения и прогнозируют снижение ставок во втором полугодии, несмотря на все попытки контейнерных линий их повысить.

То есть, существует риск того, что к концу года ставки снизятся. Морские аналитики прогнозируют, что в зависимости от развития дальнейшей ситуации с судовыми издержками, в первую очередь на бункерное топливо, после убытков в размере $6 млрд. по итогам 2011 г., контейнерные перевозчики в 2012 г., несмотря на убытки I квартала, могут получить прибыль до $1,8 млрд. С другой стороны, при неблагоприятной ценовой конъюнктуре, прогнозируемые убытки могут составить $1,3 млрд. В любом случае, это достаточно неплохая платформа для 2013 г., когда соотношение между спросом и предложением должно несколько улучшиться по сравнению с нынешним годом.

В заключение отметим, что возврат контейнерных компаний от убытков к прибыли не преминул сказаться на активизации заказов на новые контейнеровозы. Крупнейшим из них является заказ стоимостью $1,2 млрд. греческой компании Enesel SA на судостроительной верфи Hyundai Heavy Industries на строительство 10 контейнеровозов вместимостью по 13,8 тыс. Основной причиной большого объема заказов на новосторой, по прежнему является низкая стоимость. По сравнению с 2011 г. цены на новые суда в настоящее время снизились на 8%. При этом, вновь заказываемые суда, благодаря современному проектированию, отличаются пониженным расходом топлива, оптимальным дизайном и высокой спецификацией, что делает их гораздо конкурентоспособнее старых контейнеровозов, особенно в части расходов на топливо.

Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua

Все темы дня >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов