23.04.2009 :: 16:43
Порты Украины: кризис только начинается?
По итогам первого квартала 2009 г. объем грузоперевалки государственных морских торговых портов снизился на 17,1%.
Глобальный экономический кризис, несмотря на оптимистичные заявления Иосифа Винского, все же повлиял на работу транспортного сектора. Однако отечественные морпорты оказались настоящим «оазисом благополучия» на фоне предприятий других подотраслей.
В отличие от «Укрзализныци», автоперевозчиков и авиакомпаний, государственные МТП не допустили обвала грузопотоков. При этом, если учесть результаты морских терминалов других форм собственности, то оказывается, что падение объемов грузопереработки составило всего лишь 8,2%, что на фоне остальных секторов экономики можно считать выдающимся успехом.
В тяжелых условиях, когда отечественные предприятия захлестнул экономический спад, морпорты умудрились увеличить объемы переработки экспортных грузов на 1,3%. При этом объемы импорта и транзита серьезно сократились. И если транзит снизился «только» на 19,7%, то импортные грузопотоки практически иссякли - в I квартале 2009 г. МТП переработали только 29,5% от объемов аналогичного периода прошлого года.
Динамика грузоперевалки МТП Украины в I квартале 2009 г., тыс.т
МТП |
Всего, в т.ч.: |
Экспорт |
Импорт |
Транзит |
I кв.2009 |
I кв.2008 |
% |
I кв.2009 |
I кв.2008 |
% |
I кв.2009 |
I кв.2008 |
% |
I кв.2009 |
I кв.2008 |
% |
Бердянский |
338,9 |
390,0 |
86,9 |
311,9 |
243,0 |
128,4 |
17,8 |
123,4 |
14,4 |
- |
23,4 |
- |
Б.Днестровский |
127,1 |
272,9 |
46,6 |
114,7 |
233,4 |
49,1 |
4,3 |
37,0 |
11,6 |
3,2 |
2,5 |
128,0 |
Евпаторийский |
422,3 |
427,1 |
98,9 |
18,0 |
15,5 |
116,1 |
15,9 |
20,5 |
77,6 |
37,8 |
35,7 |
105,9 |
Измаильский |
1028,0 |
1924,7 |
53,4 |
549,8 |
1224,5 |
44,9 |
0,8 |
8,1 |
9,9 |
471,7 |
676,8 |
69,7 |
Ильичевский |
4304,0 |
4767,0 |
90,3 |
2993,1 |
1977,5 |
151,4 |
517,8 |
1557,4 |
33,2 |
793,1 |
1222,1 |
64,9 |
Керченский |
740,1 |
694,3 |
106,6 |
182,1 |
230,8 |
78,9 |
0,5 |
13,1 |
3,8 |
543,2 |
448,5 |
121,1 |
Мариупольский |
1980,4 |
2770,2 |
71,5 |
1673,5 |
1873,4 |
89,3 |
9,6 |
61,4 |
15,6 |
268,1 |
818,2 |
32,8 |
Николаевский |
1939,8 |
2153,5 |
90,1 |
888,1 |
572,7 |
155,1 |
82,3 |
592,8 |
13,9 |
969,3 |
987,5 |
98,2 |
Одесский |
7352,0 |
9079,6 |
81,0 |
3524,0 |
2804,8 |
125,6 |
416,0 |
1210,0 |
34,4 |
3397,7 |
5023,4 |
67,6 |
Октябрьск |
590,1 |
878,4 |
67,2 |
575,6 |
763,1 |
75,4 |
9,8 |
108,1 |
9,1 |
4,0 |
7,2 |
55,6 |
Ренийский |
464,0 |
828,5 |
56,0 |
27,5 |
119,7 |
23,0 |
24,4 |
151,4 |
16,1 |
412,1 |
557,4 |
73,9 |
Севастопольский |
66,1 |
96,7 |
68,4 |
16,6 |
15,0 |
110,7 |
8,5 |
9,5 |
89,5 |
17,3 |
27,6 |
62,7 |
Скадовский |
89,3 |
204,4 |
43,7 |
35,0 |
47,1 |
74,3 |
13,6 |
30,1 |
45,2 |
16,2 |
38,5 |
42,1 |
Усть-Дунайский |
43,7 |
23,6 |
185,2 |
- |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
17,9 |
- |
Феодосийский |
814,5 |
665,6 |
122,4 |
234,7 |
288,9 |
81,2 |
51,7 |
85,5 |
60,5 |
527,6 |
289,8 |
182,1 |
Херсонский |
791,2 |
693,4 |
114,1 |
602,7 |
259,6 |
232,2 |
5,4 |
60,4 |
8,9 |
28,0 |
182,5 |
15,3 |
Южный |
4680,0 |
5199,9 |
90,0 |
1701,5 |
2610,3 |
65,2 |
45,9 |
80,6 |
56,9 |
2840,3 |
2509,0 |
113,2 |
Ялтинский |
33,8 |
55,1 |
61,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
25805,3 |
31124,9 |
82,9 |
13448,8 |
13280,4 |
101,3 |
1224,3 |
4149,3 |
29,5 |
10329,6 |
12868,0 |
80,3 |
[AT]По результатам первых трех месяцев текущего года обращают на себя внимание изменения в лидирующей группе МТП. Лидером остался Одесский порт, однако он же «потерял» больше всех грузов в абсолютном отношении - 1,73 млн. т. Львиная доля этого снижения пришлась на наливные грузы (объем перевалки сухогрузов в ОМТП снизился лишь на 105 тыс. т или 2,5%).
В процентном отношении из «большой четверки» портов кризис сильнее всех затронул Мариупольский. Еще в прошлом году это предприятие, расположенное вблизи от основных металлургических комбинатов Донецкой обл., боролось за право считаться «сухогрузным лидером», а в I квартале 2009 г. перевалило грузов немногим больше, чем Николаевский МТП. Не следует забывать при этом, что на результат Мариуполя в начале прошлого года сильно повлияли неблагоприятные погодные условия, из-за чего порт снизил объемы перевалки по сравнению с I кв. 2007 г. на 30,8%. Теперь показатели азовцев упали еще на 28,5%.
Ильичевский и Южный МТП лишились 10% грузов, но при этом структура этих потерь была разной. Ильичевский порт увеличил экспортную перевалку на 51,4%, но недосчитался двух третей импорта и 35,1% транзита. А стивидоры Южного увеличили на 13,2% переработку транзитных грузов, однако потеряли более 900 тыс. т экспорта.
Из остальных портов следует отметить «плюсовые» показатели Феодосийского, Херсонского, Керченского и Усть-Дунайского. При этом крымские и Херсонский МТП добились таких успехов в основном на фоне низких итогов I квартала 2008 г., на которые повлияла суровая зима. Что же касается Усть-Дунайского МТП, то его 185,2% роста достигнуты за счет увеличения объемов перевалки всего лишь на 20 тыс. т.
Серьезно снизили свои результаты остальные дунайские порты, традиционно ориентированные на переработку сырья для предприятий горно-металлургического комплекса. Измаильский и Ренийский МТП «на двоих» потеряли 1,26 млн. т грузов.
Таковы результаты работы портового хозяйства в первом квартале текущего года. Их нельзя назвать катастрофическими, однако если учитывать, что предпосылок к выходу отечественной экономики из кризиса не видно, а низкий курс гривни и административные ограничения не позволяют «поднять голову» импортерам, то МТП ждут новые испытания.
Уже сейчас ясно, что вследствие протекционистских мер РФ и усилий правительства этой страны по развитию собственных мощностей продолжится падение транзита наливных грузов через Украину. К тому же у государственных МТП «подрастают» конкуренты в лице частных перевалочных терминалов, причем если в ближайшее время ВР все-таки примет Закон Украины «О морских портах», то этот процесс может усилиться. Поэтому вполне возможно, что уже по итогам первого полугодия показатели портов «сравняются» с объемами потерь их коллег из других секторов транспортного комплекса. |