14.02.2012 :: 17:35
«Открытое небо» - не мытьем, так катаньем
Украине в очередной раз напоминают о необходимости открытия рынка для европейских авиакомпаний.
В Киеве стартовал очередной проект ЕС, оказания «помощи» украинским авиавластям. Напомним, что за последние десять лет на повышение культурного и технического уровня украинских авиачиновников было направлено, по крайней мере, десяток различных программ - ТАСIS, Twinings и многие другие. Основная их направленность - адаптация украинских авиационных правил к европейским стандартам. Попросту говоря, украинских чиновников учили говорить с Европой на одном языке.
Но это официально. Неофициально в ЕС и не скрывали, что конечная цель проектов вступление Украины в «Открытое небо». Этот проект предполагает замену существующей системы двухсторонних межправительственных соглашений, на свободный рынок. То есть любая авиакомпания может начать полеты в любой аэропорт Европы, с одной лишь оговоркой: если позволяет возможность аэропорта принимать заявленное количество рейсов. Другими словами - авиакомпании воюют за пассажира.
Минус проекта для украинских авиаперевозчиков заключается в том, что они не готовы к конкуренции с лидерами мирового рынка, для которых доступны дешевые кредиты, самая современная техника и иные блага цивилизации. Они попросту не выдержат конкуренции.
Еще одно замечание касается того обстоятельства, что открывая украинский рынок для ЕС, Украина не получала полноценного доступа в Европу. Проблему отмены виз для украинских граждан в ЕС в ближайшей перспективе даже не собирались обсуждать. Также как допуск украинских самолетов на европейский рынок. Получался неравноценный обмен.
Обо всех перипетиях этого процесса tbu.com.ua неоднократно писал. В данном случае разница в том, что чиновники ЕС попытались найти нестандартное решение проблемы. Оказывается, новый транш помощи в сфере подготовки авиаспециалистов украинской стороне пытаются предоставить через «наземный» проект - создание транспортного коридора TRACECA. Последний был начат в середине 90-х и предполагал возрождение знаменитого Шелкового пути.
В рамках проекта TRACECA, ЕС неоднократно оказывал техническую помощь в приведении в соответствие с европейскими нормами украинского законодательства. Об авиации, естественно, до сих пор речь не шла, во всяком случае, публично. Однако, совсем недавно выяснилось, что еще в 2009 г. Украина вступила в авиационный проект TRACECA. В Киеве даже был открыт координационный офис, который сотрудничал с другими странами транспортного коридора, причем настолько успешно, что в конце 2011 г. стартовал и второй этап данного проекта.
Причиной такой скрытности вероятнее всего служило желание дополнительно стимулировать Украину и другие страны, входящие в транспортный коридор, встать на путь открытия своих границ для ЕС - не мытьем, так катаньем. Но «взаимности» добиться не удалось. В этом вопросе Госавиаслужба Украины проявила завидную твердость и с благодарностью принимая техническую помощь, мягко говоря, не торопиться в «Открытое небо». |