17.04.2008 :: 08:02
Воднотранспортный комплекс: ФПГ спешат на помощь?
На коллегии Минтранссвязи, посвященной итогам работы отрасли в I квартале 2008 г., Иосиф Винский озвучил прогнозные показатели развития транспортно-дорожного комплекса до 2020 г. Одним из самых амбициозных заданий на этот период названо удвоение объемов переработки грузов в морских портах.
На первый взгляд эта цифра впечатляет, но элементарный подсчет показывает, что такого результата можно добиться, увеличивая объемы перевалки в среднем на 5,5% в год. При условии стабильного развития экономики Украины и ее соседей привлечь такие грузопотоки портам удастся. Вопрос стоит по-другому: на каких мощностях эти грузы перерабатывать и на чем транспортировать?
Не секрет, что основные морские торговые порты подошли к максимуму своих возможностей по обработке грузов. Некоторые из них (Одесский, Мариупольский) к тому же элементарно не имеют свободных земель для развития. Более того, действующее правительство с его стремлением максимально наполнить госбюджет лишает государственные порты существенной части оборотных средств. В результате, успешно реализуемые проекты развития портовой инфраструктуры можно сосчитать на пальцах.
Еще хуже ситуация с торговым флотом. Проблемы государственных пароходств также давно известны, но заявление на коллегии Минтранссвязи замминистра - директора «Укрморречфлота» Владимира Работнева о том, что суда, плавающие под флагом Украины, могут исчезнуть вообще, прозвучало как приговор.
Но если нехватку (или отсутствие) своего флота еще можно компенсировать за счет иностранных операторов, то неразвитость инфраструктуры - внутреннее дело Украины. Если не провести модернизацию действующих мощностей и не строить новые, транзитная привлекательность нашей страны так и останется в виде нереализованного потенциала.
В вопросе реформирования морских торговых портов нынешнее руководство Минтранссвязи занимает однозначную позицию. В соответствии с планами министерства, основой будущего развития должно стать разделение административных и хозяйственных функций в МТП, при котором грузовые терминалы смогут передаваться в частную собственность.
Следующий вопрос заключается в том, кто станет собственником портовых мощностей. И.Винский заявил, что ими будут те, кто «не только имеют деньги, а которые смогут обеспечить гарантированный грузопоток».
Эта фраза лишний раз подтверждает, что порты достанутся финансово-промышленным группам. В принципе, у ФПГ с их значительными ресурсами и так не было конкурентов, а теперь у них появляется дополнительное преимущество - наличие гарантированных объемов внешнеторговых грузов.
Что ж, государство скоро установит новые правила игры. После этого главной целью Минтранссвязи будет определить объекты инфраструктуры торговых портов, которые не могут эффективно управляться государством, и заставить ФПГ заплатить за них реальную цену. |