31.03.2008 :: 13:13
Ми-8: русская рулетка
30 марта 2008 г. на Шпицбергене при посадке разбился российский вертолет Ми-8, принадлежавший российскому тресту «Арктикуголь». В результате катастрофы погибли три человека, один из которых - рабочий из Украины.
Эта авария стала уже третьей в мартовском «черном списке» крушений Ми-8. Напомним, что 27 марта напротив г. Вилково упал в море вертолет Госпогранслужбы Украины - погибли 13 человек. 9 марта на юго-востоке Таджикистана потерпел аварию вертолет Ми-8 с 11 иностранными альпинистами на борту - один человек погиб.
По данным российских специалистов, катастрофы этих вертолетов случаются все чаще. Так, в 1993 г. произошла одна авария с участием Ми-8, в 1998 г. - 3, в 1999 г. - 7, в 2001 г. - 21, в 2002 г. -15. Итого по состоянию на август 2005 г. насчитывалось около 60 подобных происшествий.
В каждом конкретном случае можно найти причину этих катастроф: плохие погодные условия, превышение допустимой нагрузки, ошибка пилота или ракета боевика. Но несомненно также другое - эти машины в большинстве своем давно физически и морально устарели. Однако их продолжают эксплуатировать, причем зачастую в экстремальных условиях (Арктика, Африка, горные районы), что дополнительно повышает риск аварий.
Вопрос замены этих вертолетов не так прост, как это может показаться. Их серийное производство началось еще в марте 1965 г., всего было выпущено почти 12 тыс. единиц, что делает Ми-8 рекордсменом среди аппаратов своего класса. На данный момент эти машины имеют около 150 модификаций и находятся на вооружении в 70 странах мира. Чем и в какие сроки удастся заменить такую армаду, не сможет ответить никто. В прошлом году в Украине делались робкие заявления об организации сборки вертолетов S-76 Spirit американской корпорации Sikorsky Aircraft, но дальше разговоров дело не пошло. Это значит, что мы еще можем услышать о катастрофах с участием Ми-8, в т.ч. и украинских. |