Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Тема дня
30.01.2012 :: 15:12
Космос снова «отложили» на потом

На фоне бодрых заявлений чиновников, ситуация в национальной космической отрасли, складывается весьма сложная.

Если проанализировать заявления представителей, и сравнить их с аналогичными двух-трех годичной давности, то картину можно охарактеризовать фразой: «застой с попытками изобразить бурную активность». Наиболее показательна в этом плане, ситуация с запусками украинских ракет-носителей. В прошлом году таких пусков было 6. Это в два раза больше показателей 2010 г., но все еще далеко от многочисленных заявлений чиновников о выходе на пуски десятков ракет
украинского производства.

Более того, до сих пор руководство Госкосмосагентства не может ответить на вопрос о запланированном количестве пусков в этом году. Судя по прогнозам главы ведомства Юрия Алексеева, пока с уверенностью можно говорить о 3-4 запусках (пара «Днепров» и один-два «Зенита» с морской пусковой установки в рамках проекта Sea Launch), еще столько же в «подвешенном» состоянии.

В результате, доля Украины в мировой индустрии пусков ракет-носителей, в последнее время, сократилась с 12-13% до 4-7%. А все «прорывные» проекты постоянно переносятся. Так, сроки введения в действие космодрома в бразильской Алькантаре в который раз переносятся. Проект преследует злой рок. В начале Бразилия два года занималась выдачей Украине лицензии по экологии. Потом были проблемы с финансированием. В 2003 г. наконец выделили площадку, но впоследствии выяснилось, что она не подходит. Несколько лет заняли работы по смене места старта. В 2009 г., казалось, что все позади, но до сих пор проект находится на уровне фундаментов основных пусковых проектов и очередная дата старта первого «Циклона-4» в конце 2013 г. попросту нереальной.

Аналогичная ситуация и по другим совместным проектам. Запуск европейского ракеты-носителя легкого класса Vega, для которого украинская сторона поставляет двигатели, также сдвинулся на 2013 г. Проект украино-российско-американского сотрудничества, в рамках создания тяжелой ракеты Taurus-2, также преследуют постоянные срывы сроков. Вся проблема в попытке интеграции сразу нескольких сложных систем в единый комплекс. Первая ступень делается РФ и Украиной. Жидкостной двигатель НК-33 - старый задел СНТК им. Н.Д. Кузнецова (РФ), баки - модернизированные системы от ракеты «Зенит» (КБ «Южное»/ПО «Южмаш»). Руководство ГКАУ заявляет, что все технические сложности позади, но все равно затрудняется прогнозировать дату первых коммерческих стартов данного проекта.

Есть сложности и у международного проекта запуска ракет-носителей с морской пусковой установки Sea Launch. После катастрофы «Зенита» в 2007 г. и последовавшего в 2009 г. банкротства международного оператора интенсивность запусков не превышает 2-3 в год.

Между тем, Украина могла бы и самостоятельно зарабатывать на космосе. Типичный пример: ситуация с созданием национального спутника связи «Лыбидь». Украинские компании в среднем тратят $15-20 млн. в год на услуги спутниковой связи, оплачивая аренду иностранных каналов. Еще приблизительно половина этой суммы идет на нужды Минобороны и других силовых ведомств (точная сумма засекречена). Последние десять лет представители космического ведомства оббивают пороги чиновников пытаясь доказать, что можно серьезно сэкономить и заработать, если запустить в космос собственный спутник.

Тем более, что все возможности для этого есть. Разработка и запуск обойдется приблизительно в $300 млн. Если даже исходить из необходимости покрыть национальные потребности, то получается, что спутник себя окупит за 10-12 лет, при нормативном сроке эксплуатации в 15 лет. Однако срок окупаемости можно сократить до 5-7 лет, если сдавать в аренду каналы связи - как утверждают ученые, «коммерческий запас» составляет приблизительно половину каналов. Во всяком случае, Индия и страны северной Африки уже заинтересовалась проектом.

Однако, получается как всегда, там, где есть возможность зарабатывать, почему-то возникают бюрократические сложности, там же где мы зависим от других, и быстрого эффекта достичь не получится, концентрируются основные усилия. Понятно, что есть разные проекты по своей значимости, срокам окупаемости и перспективам, но в последнее время Госкосмосагентство с каким-то фанатичным упорством увлекается, в основном, масштабными проектами, на которые средств в госбюджете нет и которые быстро окупить не получиться.

Все темы дня >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}