31.07.2009 :: 16:43
Корейский «прорыв» «Укрзализныци»
После очередной закупки у «Лугансктепловоза» четырех электровозов, представители УЗ вдруг объявили о намерении переориентироваться на сотрудничество по поставкам техники из Южной Кореи.
Проект даже поддержала премьер-министр Юлия Тимошенко, которая в ходе своего визита в Сеул, подписала меморандум с корейской Hyundai Corporation. Проект предполагает закупку 10 межрегиональных электропоездов и 4 дизель-поезда. Одним из положительных моментов инициаторы проекта называют льготные финансовые условия, которые представляют азиатские банки под своих производителей.
Кроме того, корейцы обещают локализовать производство. Якобы часть поездов будет собрано в Украине, при этом до 60% комплектующих будут отечественными. Правда, до сих пор не ясно, на мощностях какого именно завода развернут данное производство. Судя по прохладным комментариям представителей Крюковского вагоностроительного и «Лугансктепловоза» осваивать передовые технологии будут не они.
Еще один аргумент в пользу Hyundai, который приводят в УЗ, заключается в системе смешанного энергопитания корейских локомотивов, то есть поезда могут работать как на постоянном, так и на переменном токе и при этом должны быть в состоянии развить скорость до 160 км в час. В Украине до сих пор не наладили производство такой техники, поэтому корейский вариант наиболее подходящий.
Однако, и этот аргумент уже вызвал критику со стороны того же «Лугансктепловоза». Оказывается, предприятие уже неоднократно выходило с предложениями на руководство УЗ наладить производство такой техники. Предлагалось несколько вариантов, но общий смысл заключался в определенных инвестициях со стороны УЗ, для начала производства в виде либо предоплаты, либо гарантированного заказа на определенное количество локомотивов, чтобы компания смогла взять под него кредиты. В УЗ с этим предложением не согласились. Зато началась упомянутая «интрига» с корейцами.
Впрочем, корейский проект может стать, своего рода, инструментом давления на машиностроительные предприятия. УЗ давно жалуется на производителей техники по поводу постоянного повышения цен на их продукцию. Как говорит начальник главного локомотивного управления УЗ Владимир Зайцев, за последний год стоимость электровозов выросла на 50%. «В ходе последней сделки стоимость одного локомотива составляла около 24 млн. грн., а сейчас производитель просит за него 37 млн. грн. Это вызывает у нас определенные опасения: способны ли мы вынести подобную дороговизну, такие скачки в таком временном промежутке? Тем более, что конструктивно, ничего в этом локомотиве не изменилось», - говорит он.
Однако, альтернативы пока так и не придумали. Многочисленные переговоры в Европе с Alstom так и не завершились подписанием контракта. Аналогичная ситуация с Seimens. С конца 90-х гг., в Днепропетровске, пытаются запустить производство электровозов с асинхронным приводом. Два года назад представители Минтранссвязи даже заявляли о том, что проект вот-вот выйдет на финишную прямую. Однако, год назад выяснилось занимательное обстоятельство. Оказывается, УЗ не может заключать долгосрочных контрактов на пять и более лет, законодательство не позволяет.
В общем, ситуация патовая. УЗ, скорее всего, попытается давить на отечественных производителей. В Луганске же, заняли стандартную оборонительную позицию - «мы же не из головы эти цены берем. Стоимость локомотивов выросла, так как дорожают комплектующие, которые необходимы для их сборки. Все обоснования новых расценок мы уже отправили в «Укрзализныцю», - заявил председатель правления «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров.
Между тем, сбить цену УЗ вряд ли удастся. Несмотря на постоянные заявления руководства ведомства о степени износа техники, на уровне 60-80% и необходимости закупок сотен локомотивов, реально их закупки оцениваются единицами. Как уже упоминалось, с начала года ведомство купило «целых» 4 единицы в Луганске, а до конца года планируется купить еще три электровоза. |