13.08.2014 :: 16:27
Кому достанется авиапром Украины?
Противостояние вокруг ГП «Антонов» продолжается. В Минпромполитики назвали нового руководителя - им стал Сергей Меренков. Однако, на предприятии его встретили в штыки.
Снятие с должности Дмитрия Кивы выглядит достаточно странно и вполне укладывается в логику «политической целесообразности». Первая волна противостояния, которая началась еще в марте-апреле 2014 г., показала, что в Кабмине так и не смогли внятно сформулировать свои претензии к главе предприятия. Он был снят с поста главы госконцерна «Антонов», в который, кроме ГП «Антонов», входят Харьковский авиазвод и «Завод № 410 ГА». После серии акций протеста в Кабмине наблюдалось замешательство и вопрос временно отложили. Но в июле началась вторая волна кризиса - теперь уже заговорили о смещении Д.Кивы с должности главы ГП «Антонов».
Как уже говорилось, и в первом и во втором случае внятных претензий озвучено не было. Были только некие слухи, которые сводились к следующим положениям - «российский след» и финансовые махинации.
«Российский след» заключался якобы в допуске российского спецназа на летно-испытательную и доводочную базу в Гостомеле во время февральских событий, а также передаче авиационных технологий российским предприятиям. По этому поводу уже неоднократно отмечалось, что ГП «Антонов» наоборот постоянно заявлял о саботаже со стороны российских предприятий авиапрома различных совместных проектов по производству среднего военно-транспортного самолета Ан-70, уникального транспортника Ан-124 «Руслан», региональных самолетов Ан-148, Ан-140 и других.
О финансовых махинациях также неоднократно упоминалось в СМИ. Так, например утверждалось, что при ГП «Антонов» создана целая сеть компаний-посредников, которые «отмывают» деньги от эксплуатации «Русланов» «Авиалиниями Антонова» в Великобритании и Германии. Однако и тут фактических подтверждений представлено не было. Тем не менее, в конце июля появился приказ Минпромполитики о снятии Д.Кивы и назначении на его место Сергея Меренкова. В начале августа, последний попытался при помощи охранной фирмы проникнуть на территорию предприятия, но был остановлен охраной.
Аргументация ГП «Антонова» заключается в ряде процедурных нарушений. Дело в том, что Минпромполитики уже несколько месяцев находится в процедуре ликвидации и переподчинении Минэкономразвития. ГП «Антонов» все это время работает непосредственно с Минэкономразвития. В частности, последние командировки Д.Кивы оформлялись именно через это министерство, а не через Минпромполитики. В последнем же заявляют, что есть ряд процедурных решений, которые позволяют им менять руководство «Антонова».
Во всей этой истории странным выглядит молчание Кабмина и «неожиданное» появление кандидатуры С.Меренкова. «Антоновцы» утверждают, что его назначение не обсуждалось с коллективом и авиационной общественностью. Вместо этого якобы сфабриковали обращение от представителей ассоциации «Укравиапром». При этом из семи подписей под обращением на сегодня четыре уже отозваны (две подписи от ФЭДа, УкрНИИ АТ, «Артем»). Однако в самом «Укравиапроме» от комментариев отказываются.
Любопытна и сама кандидатура С.Меренкова. До 2008 г. он работал в КБ Антонова и курировал проект создания регионального пятидесятиместного Ан-140. Но в 2006 г. разразился скандал в связи с разглашением им гостайны и передаче российской стороне некой секретной информации по проекту. Были суды, разбирательства, восстановления на должности, опять снятие, но после увольнения С.Меренкова дело «сошло на нет».
Между тем, С.Меренков уже представил собственную программу развития ГП «Антонов». Она предполагает целую серию реформ:
- обеспечение эксплуатационной поддержки самолетов «Ан» по принципу «24-7-365»; увеличение серийного производства Ан-148/158 до 18 - 20 машин в год;
- получение заказов на 70 - 80 самолетов Ан-148/158. Предварительные переговоры по продажам уже прошли с РФ, Ираном, Афганистаном и рядом азиатских компаний, правда, их названия не разглашают;
- модернизация Ан-140 и возобновление его производства в Харькове - конкурентный ему франко-итальянский ATR-42-600 чувствительно ушел вперед. Тем не менее, рынок машины составляет не менее 200 самолетов;
- модернизация «Руслана»: версия Ан-124-111, создание которой стартовало три года назад, не вошла даже в бумажную стадию. Если Ан-124-111 не появится в 2017 г., «Русланы» не будут допускаться в цивилизованное воздушное пространство;
- модернизация Ан-74: не реализована и половина потенциала этого самолета. Только у военно-транспортной версии, модифицированной под стандарты НАТО, рынок превышает 100 машин;
- рамповая версия Ан-140 - замена Ан-26 и Ан-32. Востребованность его на рынке - на уровне 500 самолетов;
- создание боевых самолетов и БПЛА;
- создание собственной авиакомпании для региональных авиаперевозок.
Во многом данная программа повторяет действующие проекты ГП «Антонов», за исключением создания собственной региональной авиакомпании. Что касается переговоров о десятках заказов из Ирана, то Д.Кива отметил, что Иран давно декларирует желание разместить производство Ан-148 в Исфахане, но также как это было с Ан-140, проект идет очень сложно. У иранской стороны не хватает специалистов и есть проблемы с финансированием.
Как бы то ни было, пока сохраняется патовая ситуация. Есть два заявления в прокуратуру от «Антоновцев» и Минпромполитики о нарушении действующего законодательства, Кроме того, в ближайшее время ожидается рассмотрение иска в Соломенском райсуде Киева. В Кабмине же, судя по всему, решили подождать окончания этого разбирательства.
Вячеслав Коновалов специально для tbu.com.ua |