13.02.2008 :: 15:06
ФСК «Море»: очередная попытка банкротства
Недавно стало известно о возбуждении Хозяйственным судом АР Крым дела о банкротстве ОАО «Феодосийская судостроительная компания (ФСК) «Море». Истцом выступило ООО «Драккар», которому ФСК «Море» должно всего лишь 0,5 млн. грн.
Как оказалось, соответствующее определение суд принял еще 12 января. Распорядителем имущества назначен Роман Марченко, заявления кредиторов и санаторов принимаются в течение месяца со дня соответствующего объявления.
По итогам 9 месяцев 2007 г. чистый убыток ФСК «Море» составил 62,3 млн. грн., а непокрытый убыток достиг 127,7 млн. грн. Чистый доход предприятия за этот период снизился на 11,4% и составил 1,61 млн. грн. В 2006 г. доходы «Моря» по сравнению с 2005 г. сократились на 76% - до 2,6 млн. грн., чистый убыток составил 2,76 млн. грн. Но, по мнению специалистов, несмотря на тяжелое финансовое положение, феодосийское предприятие обладает достаточным потенциалом для наращивания объемов выпуска судов и судоремонтных работ.
Суда, построенные ФСК «Море», эксплуатируются более чем в 20 странах мира. Основной вид продукции компании – десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», многофункциональные патрульные катера «Гриф» и «Калкан», малый противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол».
В последнее время феодосийцы поставили Туркменистану катера «Калкан» и «Гриф-Т», Греции – корабли «Зубр», свою заинтересованность в закупках «Зубров» проявляли также Ливия и Китай. Кроме того, предприятие специализируется на работе с титановыми сплавами. Компания выполняла заказы по изготовлению титановых крыльев для быстроходных судов, строящихся в Норвегии, Сингапуре, США.
Большие перспективы имеются у предприятия на рынке гражданских судов на подводных крыльях. В Амстердаме (Нидерланды) уже несколько лет успешно эксплуатируются три пассажирских судна на подводных крыльях «Восток-2М FFF» производства ФСК. Опираясь на опыт использования этих кораблей, компания разработала для европейских операторов проект «Eurofoil» (водоизмещение – 27,7 т, скорость – 60 км/ч, пассажировместимость – 73 чел.), отвечающий всем международным требованиям и конвенциям для быстроходных пассажирских судов.
Эксперты оценивают активы предприятия в 100 млн. грн. Именно поэтому ФСК «Море», 100% акций которой принадлежит государству, стала лакомым кусочком для предприимчивых бизнесменов. Компания была внесена в список предприятий, готовящихся к приватизации, еще в 2007 г., однако продать ее не смогли. ВР до настоящего времени не приняла закон об особенностях приватизации ОПК Украины. Распоряжением от 16 января 2008 г. Кабмин внес «Море» в список из 20 предприятий, подлежащих первоочередной приватизации в 2008 г.
Предприятие уже пытались обанкротить по известной схеме и продать за долги. Напомним, что еще в 2006 г. Председатель ВР АР Крым Борис Дейч заявлял, что «Феодосийский судостроительный завод «Море» необходимо раздробить на мелкие предприятия для обслуживания и стоянки яхт». В июне 2007 г. парламент АР Крым обращался к правительству Украины с просьбой предоставить Совмину автономии полномочия по управлению акциями ФСК, а также по приватизации компании.
В последний раз решение Хозсуда Крыма о начале банкротства «Моря» и введении процедуры распоряжения его имуществом принималось 21 августа 2007 г. по иску ОАО «Персей» (г. Севастополь), специализирующегося на морских перевозках и ремонте судов. Владельцем контрольного пакета акций (61,7%) этого предприятия является Павел Власенко - бывший первый секретарь Севастопольского горкома КПСС.
И все же, главные инициаторы банкротства ФСК «Море» находятся не в Украине. Вспомним, что после развала СССР мощности по проектированию и изготовлению судов на воздушной подушке и подводных крыльях остались в Украине и РФ. Учитывая, что рынок десантных кораблей на воздушной подушке достаточно узок, конкуренты готовы на любые шаги ради собственного благополучия. Кроме того, одним из претендентов на ФСК «Море» считается российский бизнесмен Константин Григоришин, печально известный именно такими схемами «покупки» предприятий. |