Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Тема дня
04.03.2013 :: 16:53
Евросоюз ополчился на Украину?

Транспорт может стать заложником политического противостояния между Европейским Союзом и Украиной. Вслед за Европейским банком реконструкции и развития представители ЕС предъявили, по сути, ультиматум высшему руководству Украины. Если его условия не будут выполнены, в ближайшее время стоит ожидать сворачивания программ кредитования экономики страны.

Кроме того, свой ультиматум украинским властям выставили и еврочиновники, во время саммита Украина-ЕС 25 февраля 2013 г. в Брюсселе. Конкретный список претензий считается неофициальным - есть только общие пожелания по
устранению избирательного судопроизводства, коррупции и т.п.

Однако, в неофициальных беседах и комментариях с журналистами в Брюсселе, представители ЕС дают понять - если не будет прогресса в определенных сферах, о кредитах можно будет забыть. Причем, - это уже второй «намек» за последний месяц и он практически полностью повторяет заявления представителей ЕБРР, озвученные в начале февраля. Тогда основные пункты требований сводились к трем блокам: решить проблему коррупционных схем на таможнях, в налоговой и судах. Сейчас к этому списку добавили политические - устранить избирательное правосудие, укрепить демократические институты и т.п. Но посыл, по поводу негативного инвестиционного климата для иностранных компаний, остался и переговоры, вернее, политические заявления Партии регионов, что все не так плохо, на самом деле так к ни чему и не привели. ЕС, также как и ЕБРР, надоели коррупционные схемы и произвол украинских чиновников.

«В последние месяцы мы заметили резкое ухудшение инвестиционного климата в Украине. Это проявляется в коррупции на всех уровнях, в действиях налоговых органов и таможни, в неэффективности работы судебной системы. Это особенно актуально для украинских компаний, у которых меньше инструментов для защиты. Например, они не могут обратиться за помощью в посольства своих стран, как это делают иностранные инвесторы», - отметил президент ЕБРР Сума Чакрабарти, комментируя суть претензий к украинскому правительству.

Эти требования не новость - Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата и другие профильные ассоциации неоднократно жаловались на «перегибы» таможни и судов. Неоднократно представители западного бизнеса предлагали и инструменты решения проблем, но их мнение игнорировалось. Между тем, схема проста - учреждение в Украине института бизнес-омбудсмена. В случае возникновения спорной ситуации между украинскими чиновниками и западным инвестором, он может вмешаться и на досудебном уровне, по крайней мере, попытаться найти разумный компромисс.

Когда появился ультиматум ЕБРР в начале февраля, большинство операторов рынка восприняли его со скепсисом, однако, в этой истории есть одно «но» - поддержка ультиматума со стороны руководства ЕС и четкие временные рамки. Если при первом заявлении Европейского банка говорилось о неком абстрактном «ближайшем времени», то после саммита в Брюсселе появилась и конкретная дата - 1 мая т.г. Иначе, о договоре об ассоциации можно будет забыть до 2015 г., и, соответственно, о кредитных линиях также.

Одной из первых сворачивание программ поддержки почувствует транспортная отрасль - «Укрзализныця», «Укравтодор», «Украэрорух» и другие естественные монополисты, для которых программы ЕБРР и Европейского инвестиционного банка являются знаковыми. Без них другие ведущие мировые финансовые институты вряд ли проявят интерес к кредитованию украинских госпредприятий. Более того, обычно кредиты ЕБРР являются синдицированными, т.е., в них участвует пул западных банков первой величины, а значит - ведущие игроки рынка могут отказаться от сотрудничества с Украиной.

Наиболее характерная ситуация с «Укрзализныцей». Еще в 2009 г., одним из условий возобновления финансирования железных дорог, руководство банка называло начало реформ в УЗ. Этот процесс шел «со скрипом»… Поэтому, выдав украинским ЖД около $234 млн. в ЕБРР «притормозили» программу. Переговоры шли до начала 2012 г. После принятия Радой закона о создании публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования, представители Евробанка уже в середине февраля объявили о готовности открыть финансирование на сумму до $62,5 млн. для закупки грузовых вагонов в рамках программы обновления подвижного состава.

«Разделение функций госуправления и хоздеятельности, корпоратизация «Укрзализныци», создание вертикальных систем управления по видам деятельности и финансовая прозрачность позволят украинским железным дорогам выйти на новый уровень развития. Эта реформа создаст необходимые условия для привлечения частных инвестиций в железнодорожный транспорт, которые очень необходимы для модернизации железнодорожного сектора Украины и повышения конкурентоспособности украинской экономики», - так прокомментировал ситуацию директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек.

Однако и этот проект шел не совсем гладко. Переговоры затянулись до конца года. Да и само подписание «засекретили». Представители ЕБРР заявляли о готовности допустить прессу на процесс подписания соглашений, но в транспортном ведомстве высказались против этого резко. Возможно, дело в том, что решение о создании АО на базе «Укрзализныци» предполагалось принять еще в середине 2012 года, но до сих пор оно так и не принято. Почему? Вопрос открытый. В Кабмине же только обещают провести большое совещание по вопросам реформирования отрасли.

Не совсем гладко обстоят дела и с финансированием проектов в дорожном хозяйстве - при потребности в кредитовании в размере десятков миллиардов гривен, «Укравтодор» получает суммы на порядки меньшие. Причина та же - непрозрачные действующие схемы финансирования строительства и сложности в процессе реформирования. Примеры можно приводить и дальше, но проблема в данном случае в том, что в такой ситуации украинской стороне необходимо как можно быстрее продемонстрировать стремление к реформам и, хотя бы для галочки, объявить о начале реформ в УЗ, а также создании института бизнес-омбудсмена. Пойдет ли процесс или опять завязнет в бюрократической трясине - не важно. Европейцы любят «маркеры» и на них реагируют, а этот процесс как раз и является таким «маркером».

Все темы дня >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}