17.07.2012 :: 15:59
Baltic Dry: итоги июня - первой половины июля 2012 г.
Динамика Балтийского фрахтового индекса (БФИ) в июне - первой половине июля носила неоднозначный характер, показав разнонаправленные тренды для отдельных типоразмеров балкеров. В целом за полтора месяца БФИ сухогрузного тоннажа вырос почти на 200 пунктов или 21,9%. В то же время, индекс BCI, отражающий динамику ставок для наиболее крупных балкеров типа «кейпсайз», за тот же период увеличился всего на 12 пунктов или 0,9%.
Наибольший рост в июне показал индекс BSI, увеличившийся сразу на 234 пункта или 22,9%. Но, в июле его рост практически остановился. Зато резко пошел вверх индекс BPI, увеличившийся за полтора месяца на 312 пунктов или 25,8%. Индекс BHI, показывавший в июне стабильный рост в первой половине июля начал снижаться, и по итогам полутора месяцев вырос на 66 пунктов или 9,6%.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в июне - первой половине июля 2012 г.
Тип тоннажа |
01.06.2012 |
15.06.2012 |
29.06.2012 |
16.07.12 |
«кейпсайз» (BCI) |
1298 |
1148 |
1190 |
1310 |
«панамакс» (BPI) |
897 |
1065 |
984 |
1209 |
«супрамакс» (BSI) |
1023 |
1061 |
1257 |
1277 |
«хендисайз» (BHI) |
621 |
653 |
719 |
687 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
904 |
924 |
1004 |
1102 |
Источник: Clarkson
Низкая фрахтовая конъюнктура на рынке крупнотоннажных балкеров в июне 2012 г. прежде всего, была связана с уменьшением отгрузок железной руды из Бразилии на Китай и другие азиатские страны, на фоне массированного поступления новостроя. В первую очередь это сказалось на ставках для балкеров «кейпсайз», которые, например, для перевозки железной руды из Тубарао (Бразилия) на Квингдао (Китай) снизились до $17,20 - $17,40/т. В середине июня средние спотовые ставки на балкера «кейпсайз» опустились до уровня $471/сут., что является наименьшим значением с декабря 2008 г.
Помимо снижения объемов отгрузок руды, также снизились и объемы отправки угля. Только в Китае, в середине июня, они составили 91 млн. т, и дело доходило до того, что уже загруженные углем порядка 30 балкеров, длительное время простаивали в ожидании дальнейших распоряжений фрахтователей, не сумевших договориться с конечными покупателями. Тут больше всего пострадали «панамаксы». Правда, падение угольных отправок для «панамаксов» полностью компенсировалось увеличившимися отгрузками зерна и сои из портов Южной Америки и Мексиканского залива США.
Средние ставки рейсового тайм - чартера на балкера различного типоразмера в июне первой половине июля 2012 г., $/сут.
Типоразмер балкеров |
01.06.2012 |
15.06.2012 |
29.06.2012 |
16.07.12 |
«кейпсайз» |
4814 |
3471 |
3988 |
6024 |
«панамакс» |
7138 |
8469 |
7835 |
9640 |
«супрамакс» |
10694 |
11097 |
13145 |
13339 |
«хендисайз» |
9217 |
9549 |
10414 |
9933 |
Соотношение ставок «кейпсайз»/«панамакс» |
0,67 |
0,41 |
0,51 |
0,62 |
Источник: Optima
Наиболее востребованными на фрахтовом рынке в июне оказались балкера «супрамакс». Ставки рейсового тайм-чартера для них, при перевозках зерна из Мексиканского залива США/Вост. поб. Южной Америки, на порты Средиземного моря и Континента достигали $24000 - $25000/сут. В первой половине июля на смену «супрамаксам» пришли балкера «панамакс», средний заработок которых за две недели вырос сразу на $1805/сут.
Определенную поддержку сектору балкеров «хенди» в июне 2012 г. оказали отгрузки сахара-сырца из Бразилии. В середине июня в трех портах Бразилии скопилось 3,1 млн. т сахара. Это привело к огромным очередям ожидающих погрузки балкеров. В Сантосе, основном экспортном порту Бразилии, в ожидании погрузки простаивало 50 балкеров, а в порту Паранагуа - 19 судов. Данное обстоятельство связало часть флота и способствовало росту индекса BHI для балкеров «хендисайз».
В то же время активность отфрахтовок в тайм-чартер в июне была на 8,3% ниже, чем в мае. При этом, даже для балкеров «супрамакс» и «хенди», у которых наблюдался рост спотовых ставок, ставки тайм-чартера в июне были несколько ниже, чем в мае. Половина всех июньских отфрахтовок пришлась на балкера «супрамакс». Правда, все эти отфрахтовки имели продолжительность не более 6-ти месяцев, что свидетельствует о нежелании фрахтователей связывать себя долгосрочными обязательствами. Резко повысились требования фрахтователей и к возрасту идущих в тайм-чартер судов. Так, более 90% всех июньских отфрахтовок балкеров пришлось на суда не старше 10-ти лет и только 3 отфрахтовки на балкера возрастом 10 - 20 лет. Но, больше всего настораживает то, что июньский уровень ставок в тайм-чартере, оказался чуть ниже майского.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в июне 2012 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
Панамаксы |
Хэндимаксы |
Хэндисайзы |
Атлантика |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
46 |
35 |
15 |
2. Репрезентативный уровень ставок,$/сут. |
12850 |
19100 |
12450 |
3. Min ставка, $/сут. |
7250 |
10000 |
7250 |
4. Max ставка, $/сут. |
25000 |
28250 |
25000 |
Тихий океан |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
59 |
38 |
5 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
7850 |
7950 |
9000 |
3. Min ставка, $/сут. |
4500 |
2250 |
6900 |
4. Max ставка, $/сут. |
12100 |
11500 |
13000 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
По подсчетам Hammer Maritime Strategies за последние полгода тайм-чартерный эквивалент для балкеров «кейпсайз» снизился на 60%, «панамакс» и «супрамакс» - 30% и «хендисайз» - 10%.
Восстановлению фрахтовой конъюнктуры до уровня прибыли, прежде всего, препятствует созданное самими судовладельцами избыточное предложение флота. По мнению аналитиков Commodore Research наибольшие неприятности в 2013 г. ожидают балкера «панамакс», состав которых в 2013 г. должен вырасти на 595 ед. или 28% действующего флота.
Учитывая и без того неустойчивый баланс спроса-предложения, данное обстоятельство может серьезно подорвать фрахтовый рынок и обвалить и без того низкие ставки на «панамаксы». Тем не менее, этот общий тренд не исключает кратковременных ситуационных взлетом и падений в отдельных секторах. Так, определенные надежды на увеличение фрахтовых ставок для балкеров «кейпсайз» и «панамакс» в краткосрочной перспективе судовладельцы связывают с возобновлением полномасштабных отгрузок угля.
Состав существующего флота и мировой портфель заказов на балкера по состоянию на 01.07.12
Тип тоннажа |
Существующий флот |
Портфель заказов |
% заказов по дедвейту |
Кол-во судов, ед. |
Дедвейт, млн.т |
Кол-во судов, ед. |
Дедвейт, млн.т |
Балкера «кейпсайз»
(100000 т+) |
1464 |
268,9 |
319 |
64,6 |
24,0 |
Балкера «панамакс»
(60000 - 99999 т) |
2163 |
166,5 |
767 |
60,5 |
36,3 |
Балкера «хендимакс»
(40000 - 59999 т) |
2593 |
134,0 |
542 |
29,2 |
21,8 |
Балкера «хендисайз»
(10000 - 39999 т) |
3058 |
85,4 |
509 |
16,6 |
19,4 |
всего |
9278 |
654,8 |
2137 |
170,9 |
26,1 |
Источник: Clarksons Research
Но, помимо избыточного предложения тоннажа на балкерном рынке, четко вырисовалась и другая проблема. Под влиянием макроэкономических факторов в мировой экономике уменьшился и спрос на морские перевозки.
Сегодняшнюю плачевную ситуацию на рынке балкерного тоннажа фрахтовые аналитики не без основания связывают с замедлением темпов экономического роста в КНР. Ведь именно Китай явился главной движущей силой «суперцикла» и фактического всплеска фрахтовых ставок в 2007-2008 гг. Теперь же фрахтовый рынок пожинает плоды массированных заказов на новострой (в период эйфории фрахтового бума) на фоне кризиса в Еврозоне и замедления темпов экономического роста в Китае.
Если в октябре прошлого года World Steel Association (WSA) прогнозировала рост мирового потребления стали в 2012 г. на 5,4%, а в Китае - на 6%, то уже в апреле 2012 г. этот показатель уменьшился до 3,6% и 4% соответственно. В отношении 2013 г. WSA пока что прогнозирует рост мирового потребления стали на 4,5%, а в Китае - на те же 4%. По прогнозу China Iron and Steel Association (CISA) в нынешнем году объем производства стали в Китае вырастет всего на 2,5% , что является наименьшим приростом после кризисного 2008 г.
В последние десять лет прирост мирового потребления железной руды обеспечивал главным образом Китай. Поэтому сокращение спроса на сталь в этой стране чревато грандиозными проблемами, как для глобальных поставщиков сырья, так и для транспортирующих это сырье судоходных компаний. При этом наиболее пессимистически настроенные аналитики говорят о том, что «дно» рынка еще не достигнуто и спад будет продолжен, другие же, утверждают, что этот спад, учитывая колоссальный экономический потенциал Китая, следует расценивать как временное явление. Время покажет.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua[AT] |