03.09.2012 :: 16:50
Baltic Dry итоги августа 2012 г.: под знаком «минус»
В отличие от августовского периода 2010-2011 гг. последний месяц лета 2012 г. показал в целом отрицательную динамику Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа.
По сравнению с началом августа в конце месяца БФИ был ниже на 175 пунктов или 19,9%. При этом, BPI снизился на 222 пункта или на 23,3%, индекс BSI уменьшился на 166 пунктов или на 16,2%, в то время, как индекс BHI снизился на 111 пунктов или 19,5%. И лишь индекс BCI остался практически на том же уровне, уменьшившись всего на 9 пунктов или на 0,8%.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в августе 2012 г.
Тип балкерного тоннажа |
01.08.2012 |
16.08.2012 |
31.08.2012 |
«кейпсайз» (BCI) |
1181 |
1105 |
1172 |
«панамакс» (BPI) |
954 |
801 |
735 |
«супрамакс» (BSI) |
1023 |
847 |
857 |
«хендисайз» (BHI) |
570 |
502 |
459 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
878 |
720 |
703 |
Но это как раз и неудивительно, поскольку ставки на «кейпсайзы» по-прежнему находятся на самом низком за последние три года уровне, который почти в пять раз ниже операционных издержек. Нельзя назвать нормальной ситуацию, когда средний заработок балкеров «кейпсайз» дедвейтом 150-180 тыс. т почти в два раза ниже заработка балкеров «панамакс». Более того, средний заработок балкеров «кейпсайз» сейчас в 2,2 раза ниже, чем у балкеров «хендисайз». По сравнению с 2011 г. средний уровень рейсовых ставок для балкеров «кейпсайз» за восемь месяцев 2012 г. снизился почти в 3 раза, а по сравнению с 2010 г. - в 6 раз. Для балкеров «панамакс» и «супрамакс» это снижение было практически вдвое меньшим. Самыми стабильными были ставки на балкера «хендисайз», снизившиеся по сравнению с 2011 г. на 26,9%, а с 2010 г. - на 49,2%. Правда, если вернуться к августу 2012 г., то балкера «хендисайз» были единственной категорией балкеров, для которой БФИ стабильно снижался, ни разу не изменив данный тренд. У всех остальных типоразмеров балкеров в третьей декаде августа неоднократно наблюдались изменения тренда, свидетельствовавшие о попытках сменить негативную тенденцию. Однако, флуктуации в сторону повышения были весьма незначительны по своему уровню и слишком краткосрочны по времени.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в августе 2012 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
1237 |
954 |
1023 |
570 |
878 |
Минимум |
1082 |
735 |
833 |
459 |
703 |
Среднее |
1154 |
832 |
892 |
508 |
761 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,14 |
1,30 |
1,23 |
1,24 |
1,25 |
К-во смен тренда (повышение) |
3 |
1 |
2 |
- |
1 |
К-во смен тренда (понижение) |
2 |
1 |
1 |
- |
1 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Наибольшее падение фрахтового индекса в августе имело место для «панамаксов». Индекс BPI для балкеров «панамакс» в конце августа снизился до 735 пунктов, что по сравнению с серединой июля, когда он достигал более 1200 пунктов, означает падение на 63,3%. Этот обвал в первую очередь связан с окончанием зернового сезона в Южной Америке и резким снижением видов на урожай в США. Брокеры опасаются, что для балкеров «панамакс» самое худшее еще впереди и переизбыток тоннажа может привести к тем же проблемам что и в секторе «кейпсайзов».
В отношении отфрахтования балкеров в период-чартер, рынок также не радовал судовладельцев ни по активности, ни по уровню ставок. За 8 месяцев 2012 г. в период-чартер продолжительностью более 1 года было зафиксировано всего 65 балкеров суммарным дедвейтом 5,7 млн. т, что в полтора раза меньше чем за тот же период 2011 г. Столь значительное снижение активности свидетельствует о неверии игроков рынка в его скорое восстановление.
Средние ставки рейсового тайм - чартера на балкера различного типоразмера в августе 2012 г. $/сут.
Типоразмер балкеров |
01.08.2012 |
16.08.2012 |
31.08.2012 |
«кейпсайз» |
3250 |
2877 |
3051 |
«панамакс» |
7612 |
6379 |
5853 |
«супрамакс» |
10697 |
8860 |
8965 |
«хендисайз» |
8288 |
7263 |
6641 |
Соотношение ставок «кейпсайз»/«панамакс» |
0,57 |
0,45 |
0,52 |
Источник: Optima
Для балкеров «супрамакс» ставки на перевозку зерна партией 49000 т из Мексиканского залива США на Японию опустились до $47,25/т при том, что в среднем за 8 месяцев 2012 г. их уровень составил $50,84/т. За перевозку партии 50000 т угля из Ричардс Бей на Западное побережье Индии в конце августа фрахтователи платили $17,50-18,00/т по сравнению с $22,19/т в среднем за 8 месяцев 2012 г.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в августе 2012 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
Панамаксы |
Хэндимаксы |
Хэндисайзы |
Атлантика |
|
|
|
1. Количество отфрахтовок, ед. |
28 |
37 |
12 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
9400 |
12500 |
10100 |
3. Min ставка, $/сут. |
5500 |
6000 |
6200 |
4. Max ставка, $/сут. |
18250 |
22000 |
15000 |
Тихий океан |
|
|
|
1. Количество отфрахтовок, ед. |
38 |
43 |
7 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
6700 |
7700 |
4850 |
3. Min ставка, $/сут. |
2500 |
3250 |
3000 |
4. Max ставка, $/сут. |
9500 |
12500 |
7000 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Как обычно бывает, в периоды очень низкой фрахтовой конъюнктуры, старые балкера либо вообще не находят работы, либо отфрахтовываются по весьма невысоким ставкам.
В условиях низкого фрахтового рынка резко обострилась конкуренция между балкерами различного типоразмера. Так, «супрамакс» дедвейтом 55 тыс. т был отфрахтован под перевозку «хендисайзовской» партии зерна в 35 тыс. т с Черного моря на Испанию. Партию пшеницы в 30 тыс. т балкер дедвейтом 55 тыс. т перевез с Черного моря на средиземноморские порты Египта. Еще один 50-титысячник погрузил всего 23 тыс. т, опять-таки черноморской пшеницы, но уже на Тунис. Черное море, несмотря на некоторое снижение ставок, брокеры называли островом относительной стабильности на фрахтовом рынке, который падение ставок затронуло в меньшей степени, чем другие регионы.
Исходя из реальных поставок балкерного тоннажа и сроков восстановления мировой экономики, фундаментальное улучшение ситуации на рынке балкерного тоннажа (устранение дисбаланса между спросом и предложением) может наступить только в 2014 г. То есть, балкерный рынок ждет еще один весьма непростой год. К сожалению, убыточность перевозок становится уделом большинства судоходных компаний. Одна из крупнейших в мире судоходных компаний COSCO по итогам 1-го полугодия 2012 г. получила убытки в размере $764,1 млн.
Аналитики BIMCO ожидают, что в оставшиеся до конца 2012 г. месяцы ставки для балкеров «кейпсайз» будут находиться в пределах $3000-8000/сут., «панамаксов» - $5000-9000/сут., «супрамаксов» - $8000-13000/сут. и для «хендисайзов» - $6000-10000/сут.
То есть, наиболее низкий уровень ставок прогнозируется для самых крупных балкеров «кейпсайз» и «панамакс», чрезмерный избыток которых стал характерной чертой сегодняшнего рынка. Глубина пропасти, в которой оказался балкерный рынок, просматривается из простого сопоставления двух цифр: прироста флота в 2012 г. на уровне 14-15% действующего тоннажа и роста спроса на балкерные перевозки в размере 4-6%. В этих условиях, удивляет лишь достаточно небольшое количество поставленных на прикол балкеров, никак не сопоставимое с предыдущими кризисными периодами.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua[AT] |