07.02.2013 :: 15:30
Baltic Dry: январь 2013 - ситуация неопределенная
Динамику Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа в январе 2013 г. можно разделить на три четко обозначенных периода.
Рост для всех категорий балкеров в первой декаде, избирательный рост (за исключением «панамаксов» и «супрамаксов») во второй декаде и общее снижение - в третьей декаде. В итоге, рост БФИ составил 60 пунктов или 8,6%. В течении января сумел подняться индекс BCI для балкеров «кейпсайз», увеличившийся на 214 пунктов или 17,1%. Индексы BPI и BHI для балкеров «панамакс» и «хендисайз» остались практически на том же уровне, что и в начале месяца, а вот индекс BSI для балкеров «супрамакс» к концу месяца снизился на 65 пунктов или 8,7%.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в январе 2013 г.
Тип тоннажа |
03.01.2013 |
17.01.2013 |
31.01.2013 |
«кейпсайз» (BCI) |
1254 |
1573 |
1468 |
«панамакс» (BPI) |
675 |
743 |
677 |
«супрамакс» (BSI) |
749 |
735 |
684 |
«хендисайз» (BHI) |
447 |
464 |
455 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
700 |
820 |
760 |
Источник:Baltic Exchange
Наибольшую волатильность в январе 2013 г. имел индекс BCI для балкеров «кейпсайз», который дважды в течение месяца имел повышательный тренд и трижды - отрицательный, что свидетельствует о нестабильном состоянии рынка для данной категории тоннажа. Для остальных категорий балкерного тоннажа соответствующие фрахтовые индексы изменяли свой тренд лищь по одному разу.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в январе 2013 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
1605 |
774 |
749 |
478 |
838 |
Минимум |
1254 |
670 |
684 |
442 |
700 |
Среднее |
1450 |
721 |
726 |
459 |
774 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,28 |
1,16 |
1,10 |
1,08 |
1,20 |
Количество смен тренда (повышение) |
2 |
– |
1 |
1 |
– |
Количество смен тренда (понижение) |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Обращает внимание, что соотношение лежащих в основе расчета индексов фрахтовых ставок для балкеров «кейпсайз» и «панамакс» в течение января претерпело довольно серьезные изменения. Если в начале месяца оно было менее единицы, то к концу месяца достигло полутора единиц, показав явное укрепление ставок для балкеров «кейпсайз» в сравнении с «панамаксами».
Ставки на балкера «панамакс» на протяжении всего января были низкими, - на уровне 4500 - 5500 $/сут. в тихоокеанской секции и 6500 - 7000 $/сут. - в Атлантике. И лишь на перевозках из портов Континента на Дальний Восток они достигали 13000 - 14000 $/сут. Начало зернового сезона в Южной Америке немного улучшило ситуацию, но ненадолго, поскольку количество «панамаксов» в открытых позициях лишь увеличивалось по мере поступления на рынок вновь построенных судов.
Брокеры отмечают, что в отличие от крупнотоннажных балкеров, ставки на «хендисайзы» в январе носили достаточно стабильный характер. В тихоокеанской секции рынка они колебались в пределах 5500 – 7250 $/сут., а в Атлантике - 6000 - 7750 $/сут., достигая 9000 - 9500 $/сут. при отфрахтовках на Дальний Восток и 11000 – 12000 $/сут. при перевозках из Мексиканского залива США/Южной Америки на Средиземное/Черное море.
При этом, судовладельцы не соглашались следовать на Черное море и по ставке в 13000 $/сут. Дело в том, что состояние Черноморской секции фрахтового рынка балкерного тоннажа в январе 2013 г. брокеры оценивали как самое бедственное в Атлантике с точки зрения нахождения обратной загрузки.
Единственным перспективным местом для получения загрузки балкерам «супрамакс» и «хенди» являлась Южная Америка. Во второй половине января 2013 г. заметно выросли очереди судов в бразильских портах в результате выросших отгрузок кукурузы. По данным Unimar Agenciamentos Maritimos в конце января в ожидании погрузки 6,2 млн. т сои и кукурузы из Бразилии простаивало в общей сложности 126 судов. В январе прошлого года эти цифры составляли соответственно 2,8 млн. т и 72 судна.
По прогнозам China Metallurgical Mining Enterprises Association, прирост импорта железной руды Китаем в 2013 г. будет находиться в пределах 25 - 55 млн. т. Причем, нижняя граница этого диапазона означает рост по сравнению с 2012 г. на уровне 3,5%, что не сулит фрахтовому рынку, и, в первую очередь, балкерам «кейпсайз», «легкой жизни» в нынешнем году. Правда, верхняя граница дает прирост уже на уровне 7,5% (если Китай импортирует в 2013 г. 800 млн. т железной руды по сравнению с 744 млн. т в 2012 г.). Заметим, что прирост импорта железной руды Китаем в прошлом году составил 8,4%, что мало повлияло на кризисное состояние фрахтовой конъюнктуры.
Более оптимистичный прогноз дают аналитики DNB, прогнозирующие рост балкерного флота в 2013 г. на уровне 6% и считающие, что этого достаточно для восстановления баланса спроса и предложения, благодаря чему фрахтовые ставки должны вырасти уже в этом году. Если в 2011 г. коэффициент загрузки балкерного флота составлял 83,4%, в 2012 г. - 83%, то в 2014 г., по данным того же источника, он должен вырасти до 87%.
Еще более оптимистично настроены корейские аналитики из STX PanOcean, полагающие, что прирост флота в 2013 г. составит всего 2,7%. Это притом, что спрос на перевозки вырастет на 4,7%. Этому в немалой степени должен способствовать рост импорта сырья Поднебесной. По данным Ассоциации китайских импортеров угля (China Coal Importers Association), в ближайшие три года импорт угля Китаем может достичь 400 млн. т.
Напомним, что в 2012 г. этот показатель достиг 234,3 млн. т, показав увеличение на 28,7% по сравнению с годом ранее. Прогнозы аналитиков банка Barclays по импорту угля Китаем намного скромнее и дают прирост на уровне 40 млн. т в год, что в общем тоже немало. Особенно, если учесть, что в Европе прирост импорта угля в 2013 г., по данным того же источника, должен составить 15 млн. т, а в Индии - 18 млн. т.
Таким образом, имеется достаточно широкий диапазон мнений по срокам восстановления фрахтовой конъюнктуры на рынке балкерного тоннажа - от второго полугодия нынешнего года до 2015 г. Остается только подождать полгода и увидеть, по какому из сценариев будет развиваться фрахтовый рынок.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua[AT] |