Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Тема дня
12.12.2011 :: 17:17
Балкерный тоннаж: скрапа станет больше

На протяжении ноября 2011 г. на рынке подержанного тоннажа и судового металлолома наблюдалась весьма непростая ситуация. Главными причинами снижения активности в этом секторе стали плохое финансовое состояние судоходных компаний и, как следствие, нежелание банков финансировать приобретение новых судов.

Рынок судов «сэконд-хэнд»

В ноябре 2011 г. активность на рынке подержанного балкерного тоннажа «шла в ногу» с низкой фрахтовой конъюнктурой. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество продаж балкеров упало на треть. Впрочем, если сравнивать итоги 2010 г. с 11-ю месяцами 2011 г., то отставание еще заметнее. Притом, что в 2010 г. было перепродано 104 «панамакса», 126 «хендимаксов» и 193 балкера «хендисайз», за 11 месяцев 2011 г. эти цифры составили 58, 94 и 145 судов соответственно. Таким образом, налицо почти двукратное падение. То же самое относится и к стоимости проданных судов. Если в 2010 г. она составляла $10,026 млрд., то за 11 месяцев 2011 г. этот показатель вышел на уровень только $5,433 млрд.

Приведенная негативная динамика имеет вполне конкретные причины. К ним следует отнести как отсутствие достаточных собственных финансовых ресурсов у потенциальных покупателей, так и резкое сокращение кредитования приобретения судов со стороны банковского сектора. Но, главной причиной, конечно же, является затяжное падение фрахтовой конъюнктуры, подъем которой вряд ли стоит ожидать в ближайшей перспективе, во всяком случае - до конца 2012 г. В этих условиях инвестиции во флот, с точки зрения сроков их окупаемости и возвратности привлеченных ресурсов, становятся достаточно рискованным занятием. Более того, многие потенциальные покупатели ожидают дальнейшего обвала цен и числа аукционных продаж уже в недалеком будущем.

Что касается 2011 г., то можно отметить, что цены на современные «панамаксы» возрастом до 5-ти лет за 11 месяцев снизились почти на $11 млн. или 29,2%, а на современные «супрамаксы» - на $5,7 млн. или 18,5%.

Уровень цен на современные балкера «сэконд-хэнд» в ноябре 2011 г.

Тип тоннажа

Возраст

Дедвейт, т

Цена, $ тыс.

начало января 2011 г.

конец ноября 2011 г.

Изменения (+) (-)

«Панамакс»

мах 5 лет

74000

37315

26435

-10880

«Супрамакс»

мах 5 лет

52000

30775

25070

-5705

Источник: Baltic Sale&Purchase Assessment

Цены на «панамаксы» возрастом 10 лет начали свое снижение еще летом 2010 г., и в настоящее время упали до уровня в $20 млн., подобная ситуация наблюдалась в конце 2008 г. - начале 2009 г. Напомним, что еще в середине 2008 г. такие балкера стоили около $78 млн., а в середине 2010 г. - $34 млн.

В отношении балкеров возрастом старше 20-ти лет, брокеры отмечают, что цены на них лишь немного отличаются от стоимости судового металлолома. Так, «панамакс» BIG VAVE дедвейтом 69346 т, построенный в 1989 г. на японской верфи Hashihama Zosen в ноябре 2011 г. был продан за $8,1 млн., хотя еще в июле аналогичный японский балкер IRINI дедвейтом 69734 т (постройки 1988 г.), продали за $10,9 млн. Разница в $2,8 млн. или 25,7%, в течение 3-х месяцев, говорит сама за себя.

Средние цены на подержанный балкерный тоннаж в 2009-2011 гг., $млн.

Дедвейт, т

Возраст, лет

Годы

2009

2010

2011 (ноябрь)

170000

5

55,0

50,0

40,0

170000

10

44,0

38,0

30,0

150000

15

27,5

23,0

17,0

76000

5

36,0

36,0

27,0

72000

10

27,5

28,0

20,0

69000

15

21,5

23,0

13,0

56000

5

27,0

29,0

26,0

48000

10

21,5

24,0

20,0

45000

15

17,0

19,0

14,5

30000

5

22,0

25,0

22,0

30000

10

17,0

21,5

18,0

30000

15

12,5

15,0

13,0

Источник: Clarksons

Из представительных сделок на балкера «хендисайз», можно привести покупку украинскими судовладельцами балкера VTC Star дедвейтом 22237 т, построенного на японской верфи SaiKi в 1990 г., за $7,7 млн. По мнению брокеров, данная цена соответствует спецификации судна и сегодняшнему рынку.

Рынок судового металлолома

Понижательный тренд наблюдался в ноябре и на рынке судового металлолома, хотя здесь скорее уместна обратная зависимость: чем хуже дела на фрахтовом рынке, тем больше судов идет на скрап. Именно такая закономерность наблюдалась вплоть до ноября 2011 г. Однако, в прошлом месяце, с одной стороны, рынок судового металлолома оказался достаточно насыщенным, а с другой, в игру вмешались несколько иные факторы.

В результате, в ноябре была зафиксирована одна из самых низких за последнее время ставок на разделку сухогрузного тоннажа на индийских верфях - $463 за ldt. Такая цена была уплачена при разделке балкера «хендисайз» Red Sea Spirit постройки 1977 г. и легким весом 4978 т (общая стоимость составила $2,3 млн.).

По сравнению с концом октября, в ноябре цены на судовой металлолом в Индии и Пакистане снизились на $17 - $22 за ldt, а в Китае - на $27 - $32 за ldt, в зависимости от типоразмера разделываемых судов. Даже в Турции, где цены на скрап в течение мая - октября повысились с $315 до $345 за ldt, в конце ноября снизились до июньского уровня - $330 за ldt. Ноябрьское снижение цен на судовой металлом объясняется в основном тремя факторами: отсутствием на рынке судоразделочных верфей Бангладеш (так как там ожидают очередного решения Верховного суда), девальвацией индийской рупии и снижением цен на сталь.

Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в конце ноября 2011 г.

Тип тоннажа

Легкий вес, т

Цена по регионам разделки, $/ldt

Индийский субконтинент

Китай

Танкеры для сырой нефти

15000-25000

494,58

404,17

Танкеры-продуктовозы

6000-10000

492,92

399,17

Балкеры

7000-12000

472,50

384,17

Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)

По мнению специалистов, снижение активности и уровня цен на рынке судового металлолома связано с тем, что игроки рынка боятся повторения ситуации, которая наблюдалась в конце 2008 - начале 2009 гг., когда цены на скрап буквально обвалились. В этих условиях многие верфи просто не принимают новых заказов на разделку судов.

В то же время, есть и противоположное мнение. По прогнозам специалистов индийского кредитного рейтингового агентства CRISIL, общий дедвейт торговых судов, которые уйдут на скрап в течение ближайших двух лет, составит порядка 55 млн. т. В агентстве полагают, что низкие фрахтовые ставки и, как следствие, убыточность перевозок, приведут к тому, что компании начнут избавляться от старых судов, в особенности от тех, возраст которых превышает 20 лет. При этом порядка 40-45% от всего скрапа будет разделываться именно на индийских верфях, в то время как в 2010 г. они занимали только 35 % всего рынка. А это, в свою очередь, приведет к усилению конкуренции со стороны разделочных верфей Бангладеш, Пакистана и КНР, что может положительно отразиться на уровне цен на судовой металлолом.

Достаточно интересную статистику относительно продаж балкеров на скрап дали аналитики из Vessels Value. По их данным, средний возраст, ушедших на скрап за последние несколько лет балкеров, составил 31 год, но при этом минимальный возраст, проданного на скрап «кейпсайза» составил всего 14 лет. За ним следовал балкер «панамакс», ушедший на металлолом в 22 года. То есть, у балкерного рынка имеется достаточно большой потенциал для списывания старых судов.

Основной причиной того, что компании продают суда на металлолом, является соотношение между скраповой стоимостью балкера и его ценой на рынке подержанного тоннажа. Как только они приблизительно равны, судовладельцу необходимо срочно избавляться от своего судна.

Подготовил Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua

Все темы дня >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}