12.01.2009 :: 13:02
Авторынок США: рейтинги и проблемы
Toyota третий год становится лучшим брендом на американском рынке согласно результатам исследования, которое проводится изданием Союза потребителей США Consumer Reports.
Однако, несмотря на такую положительную оценку, предновогодние продажи японской компании оказались хуже среднерыночного уровня. Так, реализация в США легковых авто в последнем месяце 2008 г. уменьшились на 35,6%, в то время как Toyota потеряла 36,7% по сравнению с декабрем 2007 г. При этом бренд занял первое место по таким показателям, как качество и экологичность, второе место в этих категориях занял еще один японский автогигант - Honda. Последний также занял первое место по соотношению цена-качество, Toyota стала здесь второй.
Остальные места в топ-5 по совокупности параметров заняли Mercedes-Benz, Ford и Cadillac. Mercedes попал в пятерку за дизайнерские решения, а Cadillac - за технологические новации. Также оба эти бренда вошли в пятерку за качество своих машин. При этом по показателю надежности Mercedes-Benz занял только 27-е место, а Cadillac 31-е среди 34 брендов.
Интересно, что наиболее важной характеристикой, которую оценивают покупатели при приобретении нового авто, оказалась безопасность. В этой категории лидирует Volvo (самым безопасным автомобильным брендом шведскую компанию считает 71% опрошенных), второе место занял Ford, получив 19% голосов. Следующими по важности идут такие параметры как качество, стоимость, ходовые характеристики, экологичность, дизайн и технологии.
При этом 48% респондентов исследования заявили, что намерены отложить покупку нового авто. Основной причиной этого является наличие машины в хорошем состоянии, назывались также высокая стоимость и беспокойство по поводу экономического кризиса. Это уже повлияло на уровень продаж автомобилей на американском рынке. В 2008 г. было продано около 13,2 млн. легковых машин, что является худшим показателем с 1992 г. На самом деле это не намного больше 12,5 млн. - среднего количества авто, ежегодно отправляемых в США на свалку из-за аварий и поломок.
Экономические факторы также повлияли на то, что покупатели обращают меньше внимания на ходовые характеристики и стильность автомобиля, чем в опросе двухлетней давности. По словам одного из редакторов Consumer Reports, основным фактором при принятии решения о покупке становится не желание, а потребность.
Любопытными можно назвать и данные другого «рейтинга», который начинает оказывать на американский авторынок все большее влияние. Так, ежегодно производители, которым не удалось удовлетворить требования федеральных стандартов США по экономичности (CAFЕ), облагаются штрафом в соответствии со своим «вкладом» в повышенное потребление топлива. Например, в 2007 г. рекорд по размеру штрафа установил DaimlerChrysler - $30,36 млн. Однако в 2008 г. Mercedes-Benz, игравший основную роль в этом уже распавшемся альянсе, попытался побить предыдущий рекорд - концерну был определен штраф размером $28,9 млн. за авто, произведенные в 2007 г.
Плохо себя показали, согласно отчету CAFЕ, и другие европейские автопроизводители: Volkswagen - $4,5 млн. штрафа (в основном из-за внедорожника Touareg), Porsche и Maserati - по $1,2 млн., Ferrari - $1,1 млн.
Эти огромные штрафы вызывают особую обеспокоенность автопроизводителей ожидаемым ужесточением требований по экономичности. Компаниям, которым удалось избежать санкций, чтобы и в дальнейшем оставаться «чистыми», также необходимо как можно скорее узнать о нормах, которые будут введены в ближайшие годы. Однако, как показывают последние события в американской политике, это может произойти нескоро.
7 января 2009 г. администрация президента Буша отложила решение по введению новых, более жестких правил по экономичности автомобилей, предоставив разбираться с этой проблемой администрации Обамы. В заявлении Департамента транспорта США говорится, что финансовые проблемы автопрома требуют от новой администрации проведения очень тщательного пересмотра норм по экономичности, а уже проведенная по этому вопросу работа должна позволить принять новый документ до 1 апреля (крайний срок согласно принятой еще в 2007 г. программе).
Тем не менее, представители отрасли ожидают дальнейшей задержки с принятием этих требований, что делает их перспективы на 2009 г. еще более расплывчатыми. «Производителям нужна определенность и такое решение только откладывает составление производственных планов на будущее», - заявил представитель Альянса автопроизводителей США.
Следует отметить, что представители новой администрации Обамы поддерживают ужесточение норм. В то же время, по словам одного из демократов, отказ Дж. Буша от принятия решения требует от новой власти принятия необходимых мер в большой спешке, без достаточной проработки. При этом могут быть не учтены все факторы, что может осложнить и без того критическое положение на авторынке США. |