Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Тема дня
12.04.2012 :: 16:30
12 апреля - праздник надежды?

Ранее день космонавтики всегда считался праздником надежды. Надежды на очередной прорыв в науке и технике. По сути, космическая отрасль и была таким прорывом. Хотя не все понимали - в чем он заключается. Просто есть имидж - это прорыв и все. Запуск всевозможных ракет, улучшенных, усиленных и доработанных – это прорыв. Зачем они нужны и как их использовать, помимо военных целей - это просто не обсуждалось.

Между тем, только в конце 80-х космос начали «овеществлять» - в массовое сознание проник термин «космические технологии», т.е. все, что сделано для космоса - это знак
качества. В космос отправлялись самые лучшие образцы не только техники, но и любых мыслимых предметов, которые могли пригодиться космонавтам. Благодаря этому развивались десятки отраслей и содержались тысячи предприятий.

Мало кому известно, но некоторые предприятия существовали только благодаря «космическим» заказам. Взять хотя бы производителей фотоаппаратов: харьковский «ФЭД», киевский «Арсенал» и ленинградский (сейчас уже питерский) «Зенит» - доля космической продукции в общем объеме производства этих предприятий превышала 80%. Они выпускали оптику для космических станций, системы наведения для ракет, имитаторы и т.д. Но всему СССР они были известны исключительно по популярным маркам фотоаппаратов и именно благодаря космическому «подспорью» предприятия имели возможность улучшать качество своей продукции.

Опять же это «подспорье» и делало продукцию популярной. Аналогичные примеры можно приводить десятками. Это касалось, и пищевой, и текстильной и других видов промышленности. В большинстве высокотехнологичных отраслей в начале перспективные новинки отрабатывались на космическом заказе, а затем они уже шли в массовое производство. Такая же ситуация складывалась и на Западе. Например, не так давно в ВТО разгорелся скандал вокруг того факта, что часть своих научно-конструкторских разработок для пассажирских лайнеров американский Boeing финансировал за счет оборонных заказов, в т.ч. и за счет «космических технологий».

Однако, в Украине есть и вторая сторона этой медали. С развалом СССР финансирование космических проектов резко сократилось. Часть предприятий выживали за счет своего задела, а часть, ударившись в конверсию, быстро поняло, что даже если увеличить долю гражданской продукции на 30-40%, это не спасет ситуацию. Из-за этого началась череда банкротств, закрытий очень перспективных предприятий. В какой то момент казалось, что уже все – нет у нас больше этой отрасли. Государственные программы не финансируются, знаменитая конверсия - это копейки по сравнению с потребностями, а в международных программах мы не всегда нужны.

Но как, оказалось, многое удалось сохранить. Так в I полугодии 2011 г. объемы выпуска продукции более чем полусотней предприятий космической отрасли выросли в 2,3 раза, перевалив за $213 млн. К концу года темпы несколько сократились, но все же удалось достичь серьезного успеха по проекту «Циклон-4» (строительство совместного украино-бразильского космодрома в Алкантаре), подготовке к запуску по программе «Днепр» космического аппарата «Сич-2», развития российско-украинского сотрудничества в реализации проектов «Спектр-Р» («Радиоастрон») и «Фобос-Грунт», возобновлению производства ракет-носителей для проекта «Морской старт», создание основной конструкции первой ступени американской ракеты-носителя «Таурус-2».

В 2012 г. эти наработки подхватили и даже под влиянием новых перспектив разрабатывают новую программу развития космической отрасли на ближайшие 20 лет, стоимостью более $5 млрд. Основной упор делается на международное сотрудничество. Более того, замахнулись на участие в создании новой европейской навигационной системы Gallileo - конкурента американской GPS и российской ГЛОНАСС.

Есть надежда на активизацию производства и новых ракет-носителей для различных стран. Ведь последние 20 лет, на международном рынке пусковых услуг Украина стабильно занимает 3-5 место, обеспечивая ежегодно 9-11% космических пусков. Всего с 1991 г. было совершено 123 пуска ракет-носителей украинского производства с 4-х космодромов мира и выведено на орбиту 234 космических аппарата по заказу 18 стран. Последние пять лет для Украины в этой сфере не совсем удачные, но со стартом проектов производства нового поколения ракет «Циклон», модернизированных «Зенитов» и «Днепров», ожидается прорыв и в этой сфере. Хотелось бы, чтобы все эти перспективные проекты оправдали ожидания и работников предприятий и всех причастных к празднику ДНЯ КОСМОНАВТИКИ.

Все темы дня >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}