27 марта 2008 г. пресс-служба Минтранссвязи опубликовала разъяснение по вопросу общей численности руководящего состава центрального аппарата министерства. В нем делается интересный вывод: количество руководителей отрасли не увеличивалось, и даже наоборот, уменьшилось.
На первый взгляд, все логично. Вместо должностей директоров Укравтотранса, Укрморречфлота, Госсвязи и были введены должности замминистра, а один из существующих замов получил приставку «директор Госавиаадминистрации». Таким образом, число руководящих портфелей уменьшилось на один за счет авиатранспортного департамента.
При более внимательном взгляде на список замминистра возникает другой вопрос: а куда дели Леонида Нетудыхату и Валентина Касапчука? Соответствующих распоряжений об их увольнении не обнародовано, а портрет В.Касапчука до сих пор красуется на сайте Минтранссвязи в разделе «Заместители министра и руководители отрасли».
В поисках истины мы обратились в пресс-службу Минтранссвязи, где получили такой ответ: «Заместители министра и руководители отрасли В.Касапчук, Л.Нетудыхата, Андрей Кушниренко (директор Укрморречфлота - tbu.com.ua) и Александр Баранов (директор Госсвязи - tbu.com.ua) были в соответствии с действующим законодательством предупреждены о будущем увольнении в связи с сокращением должностей. Через 2 месяца с момента предупреждения они обязаны предоставить информацию о принятии ими решения об увольнении или переходе на другую работу».
Этот комментарий породил следующий вопрос: но ведь соответствующие документы о сокращении должностей были подписаны в феврале, двух месяцев еще не прошло, а значит, формально эти люди еще занимают свои должности. В пресс-службе министерства подтвердили это, сказав, что «они выходят на работу…»
Но и это еще не все. В перечне руководителей отрасли почему-то не указан гендиректор Госадминистрации железнодорожного транспорта. А ведь в СССР, да и в РФ, железная дорога подчинялась целому министру путей сообщения, в нашей стране долгое время гендиректор Укрзализныци являлся первым замминистра транспорта. Сейчас функционально за «железку» отвечает Владимир Бадагов. При этом УЗ остается таким же подразделением министерства, как Укравтотранс, Укрморречфлот, поэтому ее гендиректор обязан входить в число руководителей отрасли.
Кроме того, если придерживаться буквы закона, то руководителем отрасли нужно считать и Сергея Доброхода, восстановленного в должности директора госдепартамента автомобильного транспорта решением Окружного админсуда г. Киева от 25 марта 2008 г. Вероятно, его все же уволят по другим причинам, как экс-гендиректора Укрзализныци Петра Науменко, но на сегодня он формально остается директором Укравтотранса.
Итак, перечень руководителей пополнился еще шестью персонами. Понятно, что уже через месяц как минимум четверых из них нужно будет «вычеркнуть», но на данный момент они имеют такое же право называться руководством. Так что пресс-релиз Минтранссвязи был опубликован, мягко говоря, преждевременно.
Учеными давно доказано, что максимальное количество людей, которыми может непосредственно руководить один человек - 5-6. При большем числе руководитель просто не сможет физически контролировать деятельность подчиненных. Эту истину любезно проиллюстрировала в том же релизе пресс-служба Минтранссвязи. Оказывается, министру транспорта Польши подчинены 5 заместителей и 1 гендиректор, федеральному министру транспорта, строительства и городского хозяйства Германии - 5 заместителей. А вот в РФ - схожая с нашей картина: министр транспорта имеет 5 замов и 6 руководителей структурных подразделений.
Вопрос напрашивается сам собой: на кого мы хотим равняться в деле реформы системы управления? И возможно стоит не гордиться наличием «только 10 заместителей министра», а заняться реальным сокращением штатов?