29 января 2008 г. был подписан приказ Минтранссвязи об увольнении начальника ИМТП Геннадия Скворцова, а уже утром следующего дня порт был захвачен.
Тучи над головой начпорта стали сгущаться еще в октябре 2008 г. На основании депутатского запроса от 16.10.2008 г. председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Игоря Калетника министр транспорта и связи Иосиф Винский 22 октября 2008 г. подписал приказ №1292 «О проведении внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГП «Ильичевский МТП». На время ее проведения (с 22.10. по 01.11.) Г.Скворцов был отстранен от исполнения обязанностей.
Акцию протеста представителей трудового коллектива ИМТП против этого решения, которую планировалось провести в Киеве, тогда удалось сорвать оригинальным образом - ГАИ г. Одессы просто признала неисправными все автобусы, заказанных для перевозки участников мероприятия. Однако Г.Скворцов уволен не был, что позволило стабилизировать работу предприятия.
Результаты работы ИМТП по итогам 2008 г. не дают повода заподозрить руководителя в невыполнении каких-то планов или финансовых злоупотреблениях. Объемы грузопереработки порта составили 18,9 млн. т - лучший результат за последние 20 лет. По оперативным данным, чистый доход предприятия увеличился с 463,5 млн. грн. в 2007 г. до 757,5 млн. грн. (+63,4%), чистая прибыль выросла с 39,9 млн. грн. до 123 млн. грн. (более чем в 3 раза). Еще два красноречивых факта: в 2006 г. чистая прибыль порта составила 1,1 млн. грн., а Г.Скворцов стал начальником ИМТП в августе того года.
Итак, за два года предприятие увеличило свою чистую прибыль в 123 раза, добилось привлечения кредита ЕБРР в размере €26 млн. (похвастаться этим могут немногие госпредприятия транспортного сектора), довело объемы перевалки контейнеров с 324 до 670 тыс. TEU… Как раз этот вид деятельности порта и стал причиной разгоревшегося конфликта.
И сам Г.Скворцов, и эксперты отрасли в один голос считают, что «наезды» со стороны Минтранссвязи вызваны борьбой за самый лакомый кусок порта - его контейнерный терминал. Мощности на причалах №№3-6 по договору от 22.06.2005 г. № 435-О находятся в совместной деятельности ИМТП и ЧП «Укртрансконтейнер» (дочки российской Национальной контейнерной компании).
Распределение прибыли от переработки контейнеров по условиям соглашения происходит пропорционально вкладам сторон. При этом вклад порта (имущество терминала), по некоторым данным, недооценен, кроме того, он остается неизменным. А вот вклад частного предприятия (а значит, и доля прибыли) постоянно растет. Еще один характерный момент: «Укртрансконтейнер» планирует инвестировать в развитие терминала до 2019 г. $500 млн., при этом за период 2005-2007 гг. было вложено только $51 млн. Расчет россиян незатейлив - основные вливания в объект пойдут тогда, когда доля прибыли максимально приблизится к 100%, и все полученные средства будут просто реинвестироваться, т.е. терминал можно будет развивать, даже не «отвлекая» собственные средства.
Следующим этапом «развития» контейнерного терминала по доп. договору между ИМТП и УТК должна была стать передача в совместную деятельность причалов №№1-2. Однако на пути этого стал Г.Скворцов, отказавшийся подписать необходимые документы и продолживший развитие перевалки на этих причалах за счет собственных средств порта.
Не сумев «укротить строптивого», Минтранссвязи решило «пойти в обход», начав прямые переговоры с ЧП «Укртрансконтейнер» и ее владельцами из РФ. 28 ноября 2008 г. замминистра Игорь Урбанский провел совещание, на котором не было представителей порта, зато присутствовали председатель Ассоциации морских портов РФ (и по совместительству владелец Национальной контейнерной компании) Южилин В.А., президент НКК Ашуркова А.М. и представитель НКК Фукс П.Я.
Участники этого собрания достигли «мирового соглашения», по которому в обмен на передачу причалов №№1-2 гарантированная прибыль порта от совместной деятельности с УТК на период 2009-2011 гг. будет составлять эквивалент $15 с контейнера, а с 1 января 2012 г. - эквивалент 7,5% чистой выручки (за вычетом НДС).
Казалось бы, конфликт исчерпан, но с таким предложением опять не согласилось руководство ИМТП. По мнению Г.Скворцова, даже по действующему договору порт имеет минимально гарантированную чистую прибыль в $25 за контейнер, а при реализации второго этапа показатель компенсации за потерю объемов грузов, перерабатываемых на причалах №№1-6, должен составлять не менее $38.
Судя по тому, как развиваются события, какие-то предварительные гарантии представителям НКК все же были даны и руководству Минтранссвязи теперь приходится, выражаясь словами наших российских друзей, «отвечать за базар». С этой целью начальник порта был уволен, а после того, как работники порта встали на защиту Г.Скворцова, административное здание предприятия было «зачищено» под приход нового руководителя силой (видео).
Такова логика происходящего в Ильичевске. В этой ситуации крайне неприятно, что роль «тарана» взяло на себя Минтранссвязи - орган исполнительной власти, который обязан защищать интересы государства, а не иностранной коммерческой организации.