Воднотранспортный комплекс ожидают перемены?

Специалисты морской отрасли позитивно отзываются об указе Президента № 463/2008. Дело за малым: перейти от слов к действиям.

Указ Президента Украины № 463/2008, вводящий в действие решение СНБО от 16 мая 2008 г. «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства», стал нерядовым событием для водного транспорта. Эксперты восприняли заседание Совета по морской проблематике и последовавшие выводы как сигнал о том, что отрасль находится в центре внимания высших органов власти и что моряки не останутся со своими проблемами один на один.

Подписанный документ является первой за несколько лет попыткой системного подхода к преодолению кризиса, в котором находится воднотранспортный комплекс. Украина близка к потере статуса морской державы и полной утрате собственного торгового флота. Отечественное судостроение, начавшее выбираться из «ямы» 90-х годов, обслуживает иностранных заказчиков. Многочисленные украинские моряки работают на судах под чужими флагами. К тому же в стране до сих пор не существует единой системы обеспечения безопасности судоходства, а госпредприятия, обеспечивающие аварийно-спасательную готовность, влачат жалкое существование.

По словам главы Ассоциации лоцманов Украины Виктора Бездольного, одним из важных моментов решения СНБО является создание Морской администрации, - органа, ответственного за реализацию государственной политики в морской отрасли и развитие Украины как морской державы. Функции, которыми наделяется морадминистрация, позволят ей скоординировать действия разных ведомств, ведь воднотранспортный комплекс – это не только порты и судоходные компании, а целая система, включающая судостроение, приборостроение, профильные учебные заведения.

По мнению В.Бездольного, учреждение Морской администрации является особенно важным для системы обеспечения безопасности судоходства, т.к. по всем международным конвенциям именно государство несет ответственность за эти аспекты и имеет право уполномочить единый орган, координирующий такую деятельность. Возможно, теперь государственная политика в этой сфере обретет большую стройность.

С целью «утряски» проблем, возникающих при пересечении интересов разных министерств, решение СНБО предписывает Кабмину создать постоянно действующий Правительственный комитет по морской деятельности. Таким образом, задача системного развития воднотранспортного комплекса возлагается непосредственно на высший орган исполнительной власти.

Еще одной давно назревшей мерой, упомянутой в документе, является создание Украинского международного реестра судов как части Государственного судового реестра. Этот шаг позволит перевести флаг Украины в разряд «удобных» и резко повысить численность торгового флота за счет судов (часто принадлежащих отечественным судоходным компаниям), которые ходят под флагами других стран. По этому пути уже пошли наши соседи (Турция, РФ), получившие ощутимые и быстрые результаты в виде роста торгового тоннажа под своим государственным флагом.

Эти и другие вопросы, затронутые на заседании СНБО, изложенные в виде комплексного решения, позволяют надеяться, что государство повернулось лицом к морской отрасли. При этом необходимо помнить, что на пути к выводу воднотранспортного комплекса из кризиса сделан только первый маленький шаг. Остается пожелать представителям всех органов власти, и в первую очередь Кабмина, забыть на время политические разногласия и поработать на благо Украины, пока она действительно не превратилась из морской державы в прибрежную.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua