Дилемма от Винского: бюджет или приватизация?

15 апреля на коллегии Минтранссвязи по итогам работы за I квартал 2008 г. руководитель отрасли Иосиф Винский попытался развенчать «миф» об эффективности работы негосударственного сектора. Такая позиция министра противоречит его же высказываниям о необходимости оздоровления крупных транспортных предприятий (например, ОАО «УДП») путем приватизации.

Платежи в бюджет министр назвал «интегрированным показателем экономической интенсивности работы». В этом смысле отрасль «не подкачала» и выполнила задачу, поставленную перед ней в начале года. По итогам I квартала 2008 г. платежи предприятий сферы управления Минтранссвязи в бюджеты всех уровней и целевые фонды возросли на 25,7%, с 3,144 до 3,951 млрд. грн. Однако напряжение в наполнении казны распределилось неравномерно.

Рост был достигнут в основном за счет предприятий государственного сектора. За I квартал 2008 г. в бюджеты всех уровней ими было перечислено 3,147 млрд. грн. (на 31,3% больше, чем в I квартале 2007 г.) В госбюджет эти субъекты хозяйствования перечислили 1,180 млрд. грн. (на 20,9% больше). Тем самым поручение премьер-министра повысить отчисления в государственную казну на 20% было перевыполнено.

В это же время предприятия негосударственного сектора увеличили платежи в бюджеты только на 7,5%, с 748,2 до 804,4 млн. грн. Эта статистика дала И.Винскому основания заявить, что негосударственный сектор «работает пока что на себя - на свой карман», а вот госпредприятия сработали более эффективно.

Министр, наверное, не догадывается, что в этом (работе на свой карман) и заключается цель любой предпринимательской деятельности. Нигде в мире эффективность работы не измеряется величиной отчислений в бюджет. Наоборот, эффективнее всего работают компании, зарегистрированные в офшорах, где все налоговые платежи минимальны. Это госпредприятиям можно приказать платить больше, а частники не горят желанием безвозмездно (т.е. даром) помогать государству. Мало того, они еще и минимизируют свои обязательства всеми законными (а иногда и незаконными) способами. Здесь у Минтранссвязи и правоохранительных органов действительно широкое поле для деятельности.

Но самое интересное в этом то, что, отметив «эффективность» работы госпредприятий, И.Винский тут же заявил о планах по размежеванию государственных и хозяйственных функций в отрасли. Более того, самые убыточные транспортные предприятия министр пообещал приватизировать. Этим он признал, что в частных руках любое госпредприятие может «ожить» и начать приносить прибыль.

Своими действиями И.Винский создает пикантную ситуацию: частные компании, которым будут переданы в управление портовые терминалы, аэропорты, другие объекты инфраструктуры, не будут идти навстречу Минтранссвязи и увеличивать платежи в бюджет по желанию правительства.

Таким образом, реформируя отрасль, ее руководство одновременно создает основу для снижения поступлений от деятельности объектов транспорта. Надежда только на то, что благодаря частникам существенно вырастут объемы грузо- и пассажирооборота, а с ними - и отчисления в бюджеты всех уровней. Хотя, зная «возможности» негосударственных структур скрывать прибыль и уходить от налогов, в это верится слабо.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua