Винский не состоялся как министр?

План реформирования «Укрзализныци», предложенный министром транспорта и связи, отбрасывает отрасль в «советское» прошлое

На пресс-конференции 10 июня 2008 г. министр озвучил свою позицию по вопросам реформирования отрасли. В частности, И.Винский объяснил, что «Укрзализныця» станет госпредприятием в подчинении министерства. При этом территориальные железные дороги станут ее дочерними предприятиями и будут распоряжаться инфраструктурой, локомотивной тягой и вагонным парком. Обслуживающие подразделения будут выведены из состава ж/д и станут работать на рыночных началах.

По словам И.Винского, реформирование обусловлено тем, что «ни у одного из наших европейских соседей нет таких форматов работы». Действительно, ни в одной из соседних с нами стран нет такой структуры железнодорожного монополиста, как в Украине. Однако и новые реформы «экс-социалиста» не приведут «Укрзализныцю» к моделям управления наших соседей. Скорее наоборот, структура УЗ будет напоминать советские образцы, когда министерство путей сообщения руководило хозяйственной деятельностью отрасли, железные дороги «сидели» на жестком бюджете и, по сути, не являлись самостоятельными хозсубъектами.

Как известно, 27 декабря 2006 г. распоряжением Кабмина № 651-р была утверждена концепция Госпрограммы реформирования «Укрзализныци». Ее проведение было разделено на три этапа, до 2015 г. Функции госуправления в сфере железнодорожного транспорта передавались Минтранссвязи, а УЗ планировалось преобразовать в ГАК, 100% акций которой должны находиться в госсобственности и не подлежат отчуждению. В процессе реорганизации было предусмотрено разделение функций управления перевозками и объектами инфраструктуры железных дорог, в т.ч. разделение грузовых и пассажирских перевозок с выделением в структуре последних самого убыточного сегмента - перевозок в пригородном сообщении (их собирались дотировать отдельно за счет местных властей).

В соответствии с концепцией к приватизации допускались только «непрофильные производства и предприятия, не связанные с железнодорожными перевозками». Непосредственно подчиняться министерству должны были только «производственные предприятия, медицинские, образовательные и социально-культурные учреждения в сфере железнодорожного транспорта, имущество которых не входит в уставной фонд» создаваемой на месте УЗ корпорации. По всей видимости, как раз это и не устроило новое руководство Минтранссвязи.

В соответствии с приказом МТСУ от 18.04.2008 г. № 463, список объектов предприятий, находящихся в подчинении Госадминистрации железнодорожного транспорта, по сравнению с концепцией реформирования изменился с точностью до наоборот. «Укрзализныце» кроме территориальных железных дорог оставили только ведомственные больницы, вокзальные кафе и прочие «важные» объекты, тогда как Минтранссвязи подчинило себе напрямую Управление промпредприятий, УГЦТС «Лиски», «Укррефтранс», «Укрспецвагон», вагоноремонтные заводы и т.д.

Таким образом, под вывеской борьбы со злоупотреблениями в УЗ министерство успешно справляется только с «задачей» концентрации под своим контролем финансовых потоков железнодорожной монополии. К сожалению, это пока мало походит на настоящую реформу. К тому же, процессы в «Укрзализныце» разительно отличаются от происходящего в авиации, автодорожном или воднотранспортном комплексе, где разрабатываются и принимаются более-менее эффективные концепции реформирования и куда активно зазываются частные инвесторы.

Среди прочего на пресс-конференции И.Винский заявил: «Если министр транспорта не реформирует железную дорогу, он как министр транспорта не состоялся». Судя по направлению проводимых в УЗ реформ, этими словами глава Минтранссвязи невольно дал самому себе нелестную характеристику…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua