Резонансный приказ № 463 Минтранссвязи о переподчинении более сотни привлекательных госпредприятий до сих пор официально не опубликован.
Приказ Минтранссвязи от 18.04.2008 г. № 463 «О внесении изменений в перечни предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Министерства транспорта и связи Украины» госпредприятия отрасли официально начали получать только в последние дни.
Такая «медлительность» министерства объясняется просто - «штаб отрасли» решил переподчинить напрямую себе десятки госпредприятий, ранее находившихся в сфере управления «Укрзализныци» и отраслевых департаментов. Особенно болезненны потери УЗ, у которой оставили только полномочия по управлению шестью территориальными железными дорогами и вспомогательными объектами (ведомственными лечебными учреждениями, предприятиями рабочего снабжения, ресторанами на вокзалах).
В свою очередь, Минтранссвязи теперь будет напрямую управлять даже специализированными железнодорожными операторами - «Укрспецвагон», «Укррефтранс», УГЦТС «Лиски» (контейнерный оператор). В этом же перечне - вагоноремонтные заводы, производители шпал, щебневые карьеры, центры сертификации железнодорожной техники и многие другие предприятия.
Похожая ситуация и в остальных подотраслях. Например, в ведении Госавиаадминистрации остались только три предприятия. В морской отрасли все самые рентабельные предприятия (в т.ч. морские торговые порты) теперь подчиняются министру. Укрморречфлоту оставили обанкротившиеся осколки ГСК «Черноморское морское пароходство», ГП «ЧАМП», пребывающее в стадии ликвидации ГО «Укрморпорт» и другие малопривлекательные активы.
На первый взгляд, ничего страшного не произошло, ведь формально все эти структуры остаются в госсобственности. Но фактически своим приказом Минтранссвязи сделало попытку замкнуть на себя все наиболее привлекательные предприятия со всеми вытекающими последствиями.
Ранее финансовые потоки проходили от высокорентабельных госпредприятий (морские торговые порты, «Дельта-лоцман», «СМАП») через соответствующие отраслевые департаменты. Теперь же Минтранссвязи исключило из этой схемы «лишнее звено» и сконцентрировало всю «полноту власти» в своих руках.
В этой ситуации возникает вопрос, как распределятся полномочия между Минтранссвязи и его госдепартаментами. Если все госпредприятия подчиняются напрямую министерству, то смысл существования его структурных единиц просто теряется. Если же изменения в функциональные обязанности внесены не будут, то госструктуры будут иметь полное право не обращать внимания на указания отраслевых департаментов. Масштабы управленческого хаоса в этом случае трудно представить.
Неудивительно, что такой приказ (как, впрочем, и многие другие нормативные акты министерства) до сих пор не опубликован. По поводу «скрытности» Минтранссвязи еще в середине апреля в высшие органы власти Украины обращалась с открытым письмом группа транспортных журналистов. Видимых изменений в политике МТСУ не произошло, да и не могло произойти, учитывая неоднозначность принимаемых им решений.